ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Доклад посвящен лингвистическим принципам и методам изучения поэтических текстов А.С. Пушкина, позволяющим моделировать мироощущение поэта. Одним из таких методов является текстовая парадигма, центр которой - интегрирующая эмоция, по Ю. Тынянову, «художественная эмоция», т.е. «строевой момент» в организации художественного текста. Именно эмоция определяет динамику текста через сеть семантических перекличек. Слова, которые сталкиваются с разными вещами на одной художественной эмоции (печали или радости), образуют особые аксиологические пространства текста, конструирование которых позволяет адекватно представить восприятие мира и лирическим героем, и художником, как бы он ни старался себя скрыть от читателя. Как писал М.О. Гершензон в своей известной работе «Мудрость Пушкина», «основной догмат писателя» состоял в уверенности, что бытие явлено в двух видах – полноте и ущербности, а полнота «пребывает в невозмутимом покое», она – «дар неба и не стяжается усилиями». Жизнь и творчество Пушкина показывают, что не выпадает человеку от неба сразу двух даров – полноты покоя и полноты таланта. Более того, эти полнОты представляются совершенно несовместимыми, если речь идет о таком гении, как Пушкин, поскольку страсть сметает «гордое превосходство» как преграду на пути воплощения таланта в слове.