ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
1. Подобно тому, как существует вербальный язык, чисто коммуникативная система, и надстроенная над ним литература, художественная система, в наше время можно и нужно говорить о существовании языка плоской визуальной коммуникации и надстроенными над ним плоскими визуальными искусствами (подробнее – в работе [Филиппов 2016]). 2. Однако если в случае языка и литературы сначала возникла коммуникативная система, и лишь намного позже – художественная, то в плоском визуальном случае последовательность была прямо противоположная: на протяжении большей части истории человечества искусство живописи существовало без сколько-нибудь системной чисто коммуникативной основы. 3. Ситуация стала меняться с изобретением фотографии (а также и с распространением комиксов), которая могла использоваться, использовалась и используется не только и не столько в художественных целях, сколько в коммуникационных. Для этого она первоначально опиралась на возможности языка плоской коммуникации, который живопись постепенно выстроила под собой в латентном виде. 4. Как и фотография, кино появилось как чистая коммуникация, а не искусство, и в раннем своём периоде оно занималось исключительно тем, что формировало динамический вариант плоской визуальной коммуникации. Затем, когда кино стало искусством, положение дел вновь стало примерно тем же, что и в случае живописи: развитие языка экрана в основном было движимо развитием киноискусства, практически не имея собственной динамики. 5. Ситуация стала меняться по мере формирования телевидением собственного диалекта экранного языка, а в наши дни, когда язык плоской визуальной коммуникации вполне сложился в полноценную разветвлённую систему, снова можно говорить об обратном воздействии: художественные языки всё активнее заимствуют элементы чисто коммуникативных. В случае кино это достаточно выпукло проявляется в таких средствах, как, например, полиэкран или разного рода указатели. Литература Филиппов С.А. Уровень полтора. Коммуникативные основы плоских визуальных искусств. Вестник РГГУ, (4 (6)):123–134, 2016