ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Ныне практически утвердился тезис о господстве горизонтальных лабораторных практик. В то же время есть основание и для подразделения науки на теоретический и эмпирический уровни - это практика науки. Научная практика заключается не только в подгонке экспериментальных результатов под понятный и доступный вид, где одинаково значимыми событиями является и выделение крупного научного гранта, и возможность закупки необходимых материалов, и адекватный теоретический инструмент. Ученые постоянно предпринимают попытки создания стройной и логически полной теории, которая даст возможность понять этот мир. Стремление к единству понимания, а не только к инструментальным действиям над миром, закрепляется в мечте о единой и непротиворечивой теории всего. Реалистические аргументы значимости теорий в рамках дискуссии реализма и антиреализма только подтверждают целевую функцию теории. Теоретический уровень науки оказывается неотменимым и самоцельным. Но все еще открытым остается вопрос о том, как именно формируется этот теоретический уровень, как он функционирует. Тот тезис, что теоретический уровень является исключительно надстройкой над эмпирическим, используемой как инструмент для продолжения экспериментов, не вполне верен. Оформление теоретического уровня, понимаемого как совокупность концептов и идей, происходит сложным и непрямым образом. Это напоминает мир идей Платона или третий мир Поппера, когда идеи рождаются, живут, конкурируя друг с другом, и умирают. Но надо понимать, что за такой «жизнью» концептов всегда стоят ученые, которые их производят. Производство концептов и есть теоретическая практика, неотменяемая часть научной практики.