ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе на основании анализа романов Гёте («Страдания юного Вертера», «Годы учения Вильгельма Мейстера») и повести Карамзина «Чувствительный и холодный» как итогового текста позднего периода его творчества доказывается, что в основе романтического конфликта, осмысленного Гёте в категориях «воли» и «долженствования», лежат гамлетовские коллизии. Так, к Гамлету восходят «чувствительные» характеры, представляющие собой меланхолический, рефлектирующий тип героя-художника: Гамлет — Вертер (художник) — Эраст (писатель). Но уже в «Вильгельме Мейстере» Гёте выводит своего героя из «гамлетовского тупика», что Карамзиным оказалось воспринято как естественная развязка заданного конфликта. Компромисс между идеалом и действительностью осмысляется им или как невозможный (смерть Эраста), или как неизбежно связанный сначала со страданием, а затем с разочарованием и отказом от мечты (интериоризация «долга»), что дает возможность выстроить следующую линию преемственности: Гамлет — Вертер — Вильгельм Мейстер (актер) — Эраст — Леонид (двойник Эраста, занявший его место в пространстве текста; его позднейшая формация). Конфликт «воли» и «долженствования» принимает формы конфликта частного и общего, где под частным понимается всякое проявление «Я» личности (творчество художника, его «произвол»), не могущей найти отражения в мире — «не-Я».