![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Усадьба Останкино занимает особое место среди московских памятников архитектуры и садово-паркового искусства. Это не только образец усадебного быта русских вельмож XVIIIв., но и один из памятников московского классицизма в русском зодчестве. Дворец и усадьба составили единое целое, утонченный садово-парковый ансамбль с беседками, павильонами и водоемами. Сам Останкинский дворец – пример утонченного вкуса и заказчика, и архитектора. Но не только поэтому дворец считается особенным. Главная ценность его заключена внутри, среди отделанных шелком и бархатом интерьеров – это дворцовый театр. XVIII век в России – это, бесспорно, время активного формирования дворянской культуры и искусства. Зрелищная культура становится неотъемлемой частью как придворной, так и разночинной среды. Театральное искусство в России XVIII века проходит стадии становления актерского мастерства, драматургического творчества и декорационного оформления сцены. Театр формируется и как архитектурное сооружение, и как сцена со зрительным залом. Опыт знакомства с придворными постановками заставляет новоиспеченных любителей сценического искусства создавать домашние театры в своих особняках и усадьбах. Домашние театры содержались в особняках Апраксиных, Всеволожских, Волконских, Гагариных, Нарышкиных и многих другие. Но ни один из них не мог сравниться с театром Шереметевского дворца. Театр во дворце графов Шереметевых был спроектирован именитым русским архитектором И.Е. Старовым, а декоративное решение интерьера разработал В. Бренна. В создании театра принимали участие и другие архитекторы и декораторы, так что сложно установить лишь одного автора проекта. Однако же невозможно не обнаружить явного сходства с одним из знаменитых европейских театров. А. Палладио возвел великолепный театр Олимпико в Виченце, напоминавший античный театрон с орхестрой и скеной, вписанный внутрь постройки с плоским потолочным плафоном. Верхний ряд театрона завершался колоннадой, увенчанной изысканными статуями. Но это не было исключительно копированием форм древнеримского театра. Палладио использовал главное достижение ренессансного искусства – линейную перспективу. Декорации сцены воспроизводили перспективную иллюзию убегающих к горизонту улиц со всеми ракурсными сокращениями. Не вызывает сомнений, что творение Палладио вдохновило создателей Останкинского театра. Этим объясняется столь причудливое устройство театра, расположившегося под сводами дворца. Глубокая перспектива сценических декораций театра в Виченце нашла новое выражение в театре Шереметевского дворца. Глубина сцены, чуть ли не превышающая глубину зрительного зала, позволяла сцене превращаться в бальный зал. Так зрители занимали пространство актеров, а «театры с превращениями» воспринимались как самые передовые. Но и на этом «чудеса» останкинского театра не заканчиваются. Ни один российский домашний театр не мог сравниться по своей оснащенности машинерией с театром Н.П. Шереметева. Сохранившиеся до наших дней механизмы для устроения всевозможных трюков и эффектов поражают своим многообразием и добротностью. По существу, на сегодняшний день театр в Шереметевском дворце один из немногих хорошо сохранившихся в Европе театров XVIIIв., дающий представление о театральной культуре того времени. Театр, который по праву мог соперничать с европейскими по многим составляющим – архитектура, декорации, машинерия и костюмы. Театр-дворец в усадьбе Останкино по-прежнему представляет живой интерес для исследователей. Дополнительную интригу создает продолжающаяся реставрация, в ходе которой, возможно, удастся получить новые сведения о Шереметевском театре-дворце.