![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Представлены результаты исследования, продемонстрировавшего существование значимых различий между врачами и психологами, находящимися на разных этапах профессионализации. Мы были даже несколько удивлены тем, что практически для всех кластеров изображений были обнаружены противоположные тенденции в оценках, которые давали представители двух социономических профессий. Психологи поляризуют оценки своих переживаний, негативные они оценивают как более негативные, а позитивные, как более позитивные. Они также склонны переоценивать силу и активирующий эффект эмоциогенных воздействий. Врачи, напротив, демонстрируют регрессию к среднему в оценках валентности эмоциогенных ситуаций, и не склонны считать их влияние избыточно активирующим или подавляющим. В этом они сходны с представителями экстремальных профессий (Савченко, Бочарова, Блинникова, 2009). Полученные данные показали, что эти противоположные тенденции в оценках эмоциогенных ситуаций складываются в ходе профессионализации. Между студентами психологами и медиками не наблюдается столь разительных отличий, как между профессионалами. Поскольку наше исследование осуществлялось путем сравнения групп, мы не можем сказать, меняются ли оценки эмоциогенных ситуаций по мере накопления опыта, или в профессии остаются люди, демонстрирующие определенные смещения в этих оценках. Однако с уверенностью можно сказать, что профессия врача и психолога задают особые и во многом противоположные требования к оценкам эмоциональных воздействий. Психологам-практикам требуется особая чувствительность к эмоциональным ситуациям, понимание того, как люди могут на них реагировать, и к каким последствиям это может привести. Это заставляет придавать эмоциогенным ситуациям большее значение и более дифференцированно их оценивать. Врачам, напротив, требуется умение отстраняться от считывания эмоциональных маркеров, не поддаваться эмоциональным воздействиям, что приводит к более сдержанным оценкам по всем заданным параметрам.