ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В работе рассматривается мотив чистоты в прозе Андрея Платонова. Основным материалом для анализа стали тексты романов «Чевенгур» и «Счастливая Москва», повести «Котлован» и нескольких публицистических произведений писателя. Анализируется употребление лексических единиц семантического поля «чистота» (чистый, нечистый, чистота, нечистота, нечистоты, грязный, грязь) в творчестве Платонова. Данная лексика употребляется как в бытовой, так и в социальной и духовной сферах. Представления о бытовой чистоте на страницах прозы писателя отражают культурные реалии эпохи. Большинство платоновских персонажей равнодушны к бытовой чистоте, и этот аскетизм роднит их с христианскими святыми. Чистота может быть признаком «своего», социально близкого человека, а также знаком отсутствия жизни. Социальное значение чистоты реализуется в теме политических чисток. В начале 1920-х годов В.И. Ленин пишет о необходимости чистить партию «от элементов, отрывающихся от массы». Эти слова практически дословно повторяют чевенгурцы, которые хотят очистить свой город «от гнетущего элемента», и Сафронов, обещающий свой класс «чистить от несознательного элемента». Духовная чистота связана прежде всего с женскими персонажами. В публицистике Платонов называет женщину душой мира, очищающей человечество. В романе «Счастливая Москва» воплощением души мира становится Москва Честнова, в образе которой соединяются чистота бытовая и сакральная. Героиня буквально очищает своим телом демиурга нечистоты мира.