ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Процессы урбанизации, дезурбанизации и мобильности населения в постсоветской России стали предметом пристального внимания специалистов различных направлений социальных исследований (А.И.Трейвиш, Т.Г.Нефедова, Н.В.Зубаревич, А.Г.Вишневский, Р.В.Дмитриев, .М.Б.Денисенко, Е.Е.Лейзерович, Ж.А.Зайончковская, В.В.Пациорковский, Н.Е.Покровский, Н.В.Мкртчян, А.Г.Махрова, В.И.Ильин, К.В.Аверкиева и многие другие). Процессы урбанизации в постсоветской России получили новые стимулы в условиях кризиса сельского хозяйства, перехода к трудосберегающим технологиям в животноводстве и лесном хозяйстве и, в результате, возникновения ситуации фактической избыточности трудовых ресурсов на селе [Нефедова Т.Г., 2017]. Социально-демографический анализ показывает, что начиная с 1991 года в сельских районах Центральной России, и особенно так называемого Ближнего Севера России, фиксируется отрицательный прирост населения, усиливается депопуляция и старение населения, характерен массовый отток молодежи [Денисенко М.Б., Николаева У.Г. 2014; Денисенко М.Б., Николаева У.Г. 2015]. Однако вместе с классической миграцией сельских жителей в города для постоянного поживания получило широкое распространение «отходничество» – временный выезд сельских жителей на заработки в город с возвращением в деревню и, тем самым, с совмещением или регулярной сменой моделей городского (полугородского) и сельского образов жизни. (Между домом и домом ..., 2016). Фактическая урбанизация благодаря отходничеству, как доказывают исследования, в России гораздо выше официальной, поэтому «отход» Т.Г.Нефедова и А.И.Трейвиш предлагают считать «эвентуальной» урбанизацией (Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И., 2017, с.18) Одновременно в 1990-е годы широкое распространение получает дачное освоение городскими жителями как ближайших к столицам сельских районов, так и удаленных от столиц периферийных сельских территорий [Между домом и ... домом, 2016]. Смена социального, культурного и пространственно-природного контекста в связи с переходом горожан к временному или даже постоянному (дезурбанизация) проживанию вне города приводят к смене жизненных ритмов, социальных и коммуникационных практик, самоощущения горожан, - и вместе с этим формируется модель «снижения скорости» или «дайуншифтинга». (См.: Н.Е.Покровский, В.И.Ильин, Т.Г.Нефедова, А.И.Тревиш в книге «Горожане в деревне...», 2016) Особый интерес с социологической точки зрения представляет возникающая и поддерживаемая социальная и экономическая связь между сельскими и городскими жителями: во-первых, связи между классическими сельскими жителями – полусельскими жителями (отходниками) – и горожанами первого поколения; во-второрых, между горожанами – полугорожанами-дачниками – и «постгорожанами» (дезурбанизаторами, дауншифтерами – то есть горожанами, переселившимися в сельскую местность и живущие фактически круглогодично). Модели этих связей различны: в них обнаруживается как «архаический» реципрокный (дачедележный, услугообменный и помогообменный - в терминах Ю.И.Семенова) пласт, так и пласт современной инициативной солидарности и взаимопомощи [Николаева У.Г. 2017]. Социологические исследования социальных процессов, протекающих в сельских поселениях в районах Ближнего Севера России, проводившихся в рамках Угорского проекта (рук. – Н.Е.Покровский), в том числе социальных и экономических мотивов поведения как изначально сельских жителей, так и переехавших в сельскую местность горожан, показали картину сохранения тесных реципрокных связей горожан первого поколения, отходников и сельских жителей, а также прочные свзязи горожан-дауншифтеров с городскими родственниками и прежними друзьями, большое значение архаичных по происхрождению «услугообменных», «помогообменных» отношений и так называемой «трудопомощи» (в терминах этнолога Ю.И.Семенова).