ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В народном представлении похороны ― важнейшая инициация, переход от жизни земной к жизни вечной. В совокупности с рождением и свадьбой они представляют собой жизненный цикл человека. На Русском Севере отношение к похоронам особое ― для него свойственны долгая подготовка, сложный обряд и особый песенный жанр ― плач. По результатам фольклорных экспедиций в с. Лядины Каргопольского р-на в 2018 г. и 1963 г. представлено современное состояние похоронной обрядности и плачевой традиции. Похоронный обряд полон противоречий [Конкка 1992: 27]. Мистический страх перед усопшим соединяется в нём с заботой о его посмертном существовании и скорбью утраты. Это двойственное отношение ― след смешения языческих и христианских воззрений. Поэтому после смерти было важно правильно проводить человека и обеспечить его загробное существование, чтобы навеки упокоить душу и тело. Для этого существовал целый комплекс обрядов, фольклорных текстов, примет и поверий, строго выполняемый участниками ритуала. Структура похорон, предложенная информанткой Л. Б. Викуловой (1963 г.р.), была соотнесена со структурой, подробно описанной в книге О. А. Седаковой «Поэтика обряда» [Седакова 2004]. Выяснилось, что современный похоронный обряд претерпел мало изменений и включает в себя следующие этапы: 1. Подготовка к похоронам 2. Смерть 3. Обряжение покойника 3. 1. Обмывание, одевание, оплакивание 3. 2. Положение во гроб 3. 3. Вынос тела 4. Отпевание 5. Положение в землю 6. Поминки 7. Очищение дома после покойника Похоронному обряду сопутствовал собственный фольклорный жанр ― плач (причитание), главным исполнителем которого была плачея, плакальщица ― ей могла быть и родственница усопшего, и чужая приглашённая женщина. Например, информантка из с. Лядины В. И. Калинина (1935 г.р.) известна в селе как плачея ― её приглашают обмывать покойника и причитать над ним. На Русском Севере плачевая традиция получила особенное развитие. В книге «Поэзия печали» У. С. Конкка предлагает подробную классификацию «законных» плачей (т. е. предписанных ходом похоронно-поминального обряда на определенных его этапах): плачи при обмывании, плачи после обряжения, утренние плачи, плачи на кладбище (обращение к усопшему и его родственникам), плачи после погребения, плачи при посещении могилы. Т.е. плач соотносился практически с каждым действием похоронного обряда. При ознакомлении с результатами экспедиции в с. Лядины в 1962 г. были найдены записи похоронных причетов ― по брату, по дедушке, по матери, причет солдатский по отцу. При этом причет «по дедушке» ― записан от от М.П. Мироновой (1908 г.р.) ― соответствует многим жанровым канонам: обращение к покойному («Ты послушай-ка, родитель-деюшка, да ты не встретил нас бедных сиротиночек…»), обращение к родственникам («Ты послушай-ка, сестрица ты голубушка, что ты слёзно плачешь-заливаешься…»), обрядовый метафоризм («На тебя завеют ветры буйные, ветры буйные да непроносные…»). Также судить о том, что плачевая традиция бытовала в то время, можно по записям свадебных и бытовых причитаний. Сведения, полученные в экспедиции 2018 г. от информанток Л. Б. Викуловой (1963 г.р.) и В. И. Калининой (1935 г.р.), достаточно полно явили картину современного состояния похоронных обрядов и фольклора. Было установлено, что плачевая традиция на Русском Севере уходит. Если в 1962 г. варианты причетов удалось зафиксировать, то в 2018 г. это не представилось возможным. Плач потерял свою богатую образность и песенную цельность ― в сознании информантов он выглядит как горестные восклицания, сопровождаемые слезами. Жанр плача сложен, и даже информанты, позиционируемые как плачеи, не могут целиком или частично воспроизвести его. В то же время можно отметить, что сама похоронная обрядность хорошо развита ― сохраняется чёткая структура действий и ритуалов, особенно защитных. «Они сохранились как пережитки и выполняются автоматически, бессознательно» [Конкка 1992: 30]. Однако это значит, что народ сохраняет веру в таинство смерти, похорон и старается следовать предписанным правилам. К сожалению, совокупность обряда и слова разрушается ― причём слово отмирает быстрее, чем действо, поэтому современный похоронный обряд являет собой преимущественно молчаливое действо, лишённое звукового и словесного сопровождения ― плача и причитаний. Литература Конкка У.С. Поэзия печали. Карельские обрядовые плачи. Петрозаводск, 1992. Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М. 2004.