ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Одним из выходов из очередного «эстетического кризиса» в западной популярной музыке начала 1970-х стало обращение, с одной стороны, рефлексивное переосмысление сложившихся ранее жанровых и композиционных канонов, а с другой — активное обращение к иным медийным и художественным практикам. В рассматриваемый нами период, среди прочего, заканчивается формирование жанра музыкального клипа (music video), запускается американское MTV, выходят первые кинопостановки «рок-опер» (Jesus Christ Superstar, 1973; Tommy, 1975). Активное освоение экранных медиа приводит к расширению коммерческих и эстетических возможностей популярной музыки, к изменению музыкального и поэтического языка. В этом контексте симптоматично выглядит интерес, который проявляли к телевидению и экранным медиа в целом коллективы, работавшие в жанре new wave: Television (sic!), Talking Heads, Blondie, The Dead Boys, Ramones и др. Одной из важнейших эстетических установок исполнителей new wave было повышенное внимание к миру повседневности как социальному конструкту, к массовой культуре и медийному воображению. Материальным воплощением и своеобразным «центральным символом» этой новой эстетики становится телевизионный экран — пространство, в котором фактуальное и фантастическое, рутинное и сенсационное, «высокое» и «низкое» вступают в парадоксальное — симбиотически-антагонистическое — взаимодействие. Телевидение влияет также на музыкальный и поэтический язык new wave, осваивающий такие свойственные телевизионному эфиру стратегии организации контента, как коллажность и нарративизация. Но,что еще более важно, телевидение констуирует новый антропологический тип — «телевизионного человека» («television man», о котором поют Talking Heads), который становится одним из главных персонажей песенной лирики new wave. Цель доклада заключается в демонстрации влияния телевизионной эстетики на творчество музыкальных коллективов, работавших в жанре new-wave, как на уровне поэтического содержания композиций, так и на уровне композиционных приемов и художественных стратегий. В качестве материала будут использованы тексты, аудио- и видеозаписи.