![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Основы представления Гегеля о семье изложены в его фундаментальном труде «Философия права». Как пишет немецкий философ во введении, «…человек обладает от природы влечением к праву, а также влечением к собственности, к морали, а также влечением к половой любви, влечением к общению и тд.»[2, с. 47]. Иными словами природе каждого человека имплицитно присуще стремление к созданию некоторой общности, базирующейся на желании любить и быть любимым. Наиболее явным образом такой общности выступает семья, основанная на принципе любви, взаимопомощи, совместной собственности и подчинении общим интересам. В семье эгоистичные идеи человека отступают на второй план, замещаясь осознанием принадлежности к некоторому целому, что в итоге делает возможным создание более сложных общественных структур, таких как государство и гражданское общество. Это получается в силу того, как предполагал Гегель, что «…нравственное наличное бытие уже положено в виде семьи…» [2, с. 112]. В семье ключевую роль играет любовь, как осознание индивидуальности в единстве с Другим. «Я приобретаю свое самосознание лишь как отказ от своего особенного бытия и посредством знания себя моим единством с другим и единством другого со мною»[2, с. 190]. По мнению Гегеля, в государстве уже нет любви, поэтому семья и является важнейшей «ячейкой общества». В другой работе «Дух христианства и его судьба» он постулирует, что добродетель, подобная любви, настолько могущественна по своей силе, что снимает саму форму долженствования, форму приказа, заповеди, закона. «Люби - и делай что хочешь», - как утверждал Августин в силу убеждения, что любящий не может поступать вопреки Божьей воле. [2] «Совпадение склонности с законом заключается в том, что закон и склонность перестают отличаться друг от друга... Это совпадение есть жизнь, а в качестве отношения различных - любовь...»[1, с. 110]. Из этого можно заключить, что любовь, по Гегелю, представляет собой некое примиряющее и объединяющее начало, которое позволяет конкретным единичным о ограниченным индивидам достигнуть всеобщего. Однако сам Гегель сомневался, способна ли христианская любовь на такой прорыв [1, с. 182]. Важным моментом в любви является тот факт, что любящий уже не воспринимает себя как отдельное лицо, как нечто самостоятельное и независимое. Следующим этапом осознания будет обретение себя, своей полноты в другом индивиде, и надежде на то, что данный индивид обретает такую же полноту во мне. Таким образом, любовь противоречит точечному самосознанию индивидуализма и одновременно снимает это противоречие в качестве нравственного единения, семьи. С другой стороны, когда семья начинает распадаться, данное специфическое умонастроение пропадает и остается лишь внешнее, формальное. Следует подчеркнуть, что Гегель рассматривал семью только как естественное единение противоположных полов в стремлении к духовному единству, к самосознательной любви, что и представляет собой основу нравственных отношений на уровне государства. Брак не следует сводить только к физическому взаимоотношению между полами или же к некому гражданскому контракту. Иными словами, брак является правовой нравственной любовью. Нравственная сущность брака будет проявляться именно в осознании единства и в стремлении к этому духовному единению. Список литературы: 1.Гегель. Дух христианства и его судьба//Философия религии. В 2 т. М., 1975, т. 1. 2.Гегель. Философия права. Т. VIII. Ленинград, 1934. 3.Православная энциклопедия «Азбука веры». Августин А. Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам. Рассуждение седьмое. На 1Ин 4:4-12. URL:https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/rassuzhdenija-na-poslanie-ioanna-k-parfjanam/. Дата обращения 25.03.2019.