ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Современное общество представляет собой сложно структурированное целое, подобное замысловатому механизму, в котором зачастую бывает сложно понять, какая «шестеренка» отвечает за то или иное действие. Более того, развиваясь и усложняясь, социум становится полем битвы центров силы; некоторые «старые» центры силы теряют свое былое значение, новые занимают их места, некоторые, которые уже считались утратившими былое величие, снова набирают силы. Как утверждал Самюэль Хантингтон, сегодня наблюдается противостояние не между странами, а столкновение культур. У него же можно найти идею о том, что сегодня наблюдается возрождение религиозности, которая может стать причиной новых непредсказуемых конфликтов. В этом плане даже незначительный взмах крылышек бабочки, может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому для наиболее целостного анализа общественно-конфессиональных отношений необходимо многоаспектное рассмотрение данного вопроса, не только в параллели религия-общество, но и в параллели религия-политика, религия-идеология, религиозное-светское. Религия помогает конкретному субъекту задать определенные рамки ценностно-смысловых ориентаций, определить для себя смысл жизни. В этом контексте, как небезосновательно замечает И.А. Гобозов, смысл жизни неотрывно связан со смыслом истории, особенно если проецировать этот вопрос на государственную политику в сфере идеологии [1, с. 41]. Однако, как замечали многие философы (С.Л. Франк, Н.А. Бердяев), проблема смысла жизни может быть освещена только при наличии свободы. В современном обществе, особенно в кругах «крайне левых», можно наблюдать превратное понимание данного термина. Еще Спиноза некогда заметил, что свобода является осознанной необходимостью. А если так, то кто и как определяет данную необходимость? «Я называю свободной такую вещь, которая существует из одной только необходимости своей природы...Я полагаю свободу в свободной необходимости»[7, с. 591]. НоваяфилософскаяэнциклопедияподредакциейСтепинаопределяетсвободукак«такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами». [8, с 501] Можнозаключить,чтовидееСпинозы,свободнымчеловекаделаетмысль,понимание, а в определении словаря - своеволие. Интересное осмысление проблемы свободы присутствует в книге Э. Фромма «Искусстволюбить»,гдеутверждается,чтопонятия«добро»и«зло»несуществовалодогрехопадения, которое в свою очередь выступает как акт свободного волеизъявления [2, с. 10-11]. После грехопадения у человека появилась возможность оценивать свои поступки, определяя саму рамки дозволенного и недозволенного, добровольно ограничивая свою свободу. Более того, так как человек развивается не изолированно, а в обществе, ему необходимы законы,нетолькокаксдерживающийфактор,ноикакгарантсобственныхправисвобод. 1 Конференция «Философия в XXI веке: новые стратегии философского поиска» Следствием подобного осознания свободы и ее роли в развитии общества являются 28 и 29 статьи Конституции: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» и «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Как уже говорилось выше, свобода в обществе, как, впрочем, и в природе, не может быть абсолютной, неограниченной. Она нуждается в некоторых границах, которые должны быть строго очерчены законом, что, учитывая сложность и открытость современного общества, достаточно проблематично. Неоднозначность некоторых законов и возможностей их применения становится полем горячей дискуссии между «правыми» и «левыми», чтопривелодажекформированиютакихрелигиоведческихтерминовкак«антикультизм» и«контркультизм».ВРоссийскомобществеэтокасаетсявопросаотношениякновымрелигиозным движениям. Е.Г. Балагушкин считает, что увеличение числа новых религиозных движенийтесносвязаносо«снижениемсоциальногосамочувствиянаселенияРоссии,кризисом идентичности россиян, снижением патриотизма, ростом девиантных форм жизненной самореализации, изменением ценностных ориентаций россиян, забвением культуры, снижением образовательного и интеллектуального потенциала нации» [4]. С другой стороны, можно привести ряд исследователей, которые считают подобное отношение к новым религиозным движениям «охотой на ведьм». Например, Щипков А.В. пишет, что «...сегодня процесс развития НРД остановился и не представляет реальной угрозы» [5,с. 146]. А С.И. Иваненко склоняется к мысли, что в любой религиозной литературе можно найти элементы экстремизма [6, с. 36]. Прикладное значение этот вопрос принял в контексте ряда судебных дел относительно новых религиозных движений, особенно дел против Свидетелей Иеговы, которые были обвинены в экстремизме. Религиовед Астахова Л.С. в интервью канала Царьград ТВ дала комментарий по этому вопросу, суть которого сводится к тому, что в вероучении данной организации содержаться идеология, допускающая «определенного рода насилие в отношении граждан, лишение их ряда гражданских прав и определенное ограничение в правахиливозможностейдляихсуществования»[9].Самыеизвестныепримерыподобных ограничений - запреты на переливание крови, которые приводили к смерти пациентов. В противовес указанной позиции имеет место быть позиция С.И. Иваненко, который сравнивает гонения против Свидетелей с «охотой на ведьм», но допускает смешение терминов терроризм и экстремизм. [6, с. 36-37] Не смея загадывать и тем более предлагать какие быть то ни было планы по переустройству государственно-конфессиональных отношений, дерзну лишь предположить, что только некоторая открытость самих религиозных систем к диалогу, их стремление к взаимодействию с обществом (не принадлежащим к их учению) и другими религиозными организациями может стать основой гармоничного единства в многообразии. Источники и литература 1) Гобозов И.А. Избранное: Философия истории. Социальная философия. Марксистская философия. Философские проблемы политики. М., 2016. 2) Фромм Э. Искусство любить. М., 1956. 3) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). 4) БалагушкинЕ.Г.НовыерелигиозныедвиженияиобщественнаябезопасностьРоссии. 5) Щипков А.В. Соборный двор. М., 2003. 6) Иваненко С.И. Обыкновенный антикультизм. СПб., 2012. 7) Спиноза Б. Избранные произведения. Том 2. - М.: Госполитиздат, 1957. 8) Новая философская энциклопедия в 4-х т под редакцией В.С. Степина. Т. 3 9) Интервью Астаховой Л.С. каналу Царьград ТВ. https://www.youtube.com/watch?v= LSSPk0J6yZ4&feature=share