ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В Европе с конца XV-го и вплоть до середины XVII-го века наблюдался значительный интерес общества к анатомии человека. Так, в XVI-ом веке многие богатые семьи в своих домах выделяли отдельную комнату для вскрытия тел. Не только врачи и студенты-медики, но и многочисленные представители образованной элиты и ремесленных сословий, государственные служащие и церковные иерархи, представители знатных родов и даже члены королевских семей в дни вскрытий заполняли зрительские места анатомических театров в Падуе, Париже, Марбурге, Лейдене, Амстердаме и Лондоне. Во многом стремление увидеть процесс препарирования человеческого тела было обусловлено близостью к повседневной жизни образов смерти и могилы в то время. Работы таких известных анатомов как Джакомо Беренгарио да Карпи (Giacomo Berengario da Carpi, 1460–1530), Иоганна Эйхмана (Johann Eichmann, Johann Dryander; 1500–1560), Бартоломео Евстахия (Bartholomeo Eustachio, 1510–1574) обеспечили основы реалистического подхода к визуализации анатомических особенностей организма человека. Повсеместно происходило совершенствование методов вскрытия мертвого тела. Среди работ, ознаменовавших переход от средневекового схоластического подхода к научному изучению человеческого тела, выделяется трактат Андреаса Везалия (Andreas Vesalius, 1514–1564) «De humani corporis fabrica libri septem» (далее «Fabrica»). Метод исследования Везалия предполагал препарирование, описание и зарисовку. Трактат содержит иллюстрации, выполненные в виде оттисков гравюр с «досок», авторство которых приписывается или Яну Стефану ван Калькару (Jan Steven van Calcar, 1499–1546) или безымянным художникам студии Тициана Вечеллио (Tiziano Vecellio, 1488/1490–1576). Авторство иллюстраций к «Fabrica» до сих пор остается открытым, поскольку «доски» для гравюр с инициалами автора были уничтожены в ходе бомбардировки Мюнхена во время Второй мировой войны. Все изображения, впоследствии неоднократно скопированные и перепечатанные, выполнены в динамической манере и отличаются прекрасным качеством. В настоящее время многими признается, что публикация «Fabrica» заложила основы научного изучения анатомии. Везалий не просто подключил рисунок к описательному тексту, иллюстрации стали составной частью анатомического труда. В «Fabrica» впервые были преодолены технические трудности систематического сочетания текста и рисунка для научных целей. Фактически Везалий предложил метод графического воплощения анатомической натуры. 1543 – год издания «Fabrica» Иоганном Опориным (Johannes Oporinus, 1507–1568) в Базеле стал своеобразной границей, разделившей историю анатомии на «до» и «после».
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Презентация | Fabrica_mundi.pptx | 11,0 МБ | 20 февраля 2020 [Loginov] |