ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Гуманизм как особая философская позиция и самостоятельная ценность исходит из приоритета ценности Человека. Это было прекрасно выражено в мысли И.Канта о том, что «человек и вообще всякое ра¬зумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли». («Основоположения к метафизике нравов»). Наука в система гуманистического отношения к миру изначально занимает одно из центральных мест и подразумевается, что именно она будет способствовать процветанию человечества. На признании ценности научно-технического прогресса базируется вся эпоха модерна. Однако, именно наука или точнее последствия использования её результатов, привносят в развитие общества такие следствия, которые не просто трудно отнести к гуманизму, но которые делают её по существу антигуманным образованием. И.Т.Фролов исследует эту проблему трансформации гуманизма и обосновывает необходимость построения концепции нового гуманизма, основанного не на антисциентистской критике науки, а, на понимании глубокой связи высших духовных ценностей с научным постижением бытия и раскрытия новых возможностей соединения науки и гуманизма. Отсюда вытекает его обращение к «глобальной гуманистической проблематике» и новый гуманизм рассматривается им как снятие ограничений «свободы интеллектуальной воли религиозными, этнологическими, национальными, классовыми и прочими барьерами» . По его мысли именно новый гуманизм должен стать основой «общечеловеческого философствования». Опираясь на идеи Канта и Маркса, он утверждает, что в центре философии должен стоять Человек, а одна из главных целей философии есть выявление сущности и предназначения Человека. Именно ориентация на человека позволяет философии выступать как самосознание эпохи и вот эта мысль особенно важна для данного сообщения, в котором я попытаюсь показать, какие трансформации сегодня происходят в культуре и как они влияют на современную эпоху, трансформируя в том числе и философию