ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Тушканов И.М., Юдина Т.Н. Москва, МГУ ФОРСАЖ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ На Давосском форуме в январе 2016 года экономистом Клаусом Швабом был сделан акцент на феномен набирающей скорость четвертой промышленно-технологической революции или «Индустрии 4.0». Эта революция сопровождается оцифровкой или цифровизацией (англ. – digitalisation) реальной жизни, включая социально-экономические отношения, вслед за развитием современных информационных технологий (ИТ), основанных на использовании дискретного двоичного кода. Цифровизацию экономики мы можем понимать в широком и узком смыслах слова: 1. Изменение природы производственных или экономических отношений, смену их субъектно-объектной ориентированности. С помощью алгоритмов появляются отношения типа машина – машина (М2М), где человек, может уже не выступать субъектом. Так возникает Интернет вещей и, даже, Интернет всего. 2. Создание на разных уровнях экономики (глобальном, мега-, макро-, мезо-, микро-, нано-) информационно-цифровых платформ и операторов, позволяющих решать различные хозяйственные задачи, в том числе стратегические: развитие науки, образования, новой индустриализации, государственного регулирования и планирования и др. Продуктом развития цифровых технологий и цифровизации производственных отношений в последние сорок лет и стала цифровая экономика (digital economy). Форсаж такой экономики обусловлен широким применением и развитием цифровых технологий во всех областях хозяйственной деятельности: в промышленности, в строительстве, транспорте, торговле, связи, здравоохранении, науке и образовании и др. Современные алгоритмы обработки информации и работа вычислительных машин ускоряют производственные отношения. Стираются границы между физическими, биологическими и социально-экономическими системами. Появляются новые алгоритмы взаимодействия между участниками экономических процессов (организационно-технологические инновации), создаются киберфизические устройства и возникают общие организационно-технологические платформы, позволяющие управлять как отдельными физическими системами (например, энергороутер в энергетике – инициатива Агентства стратегических инициатив РФ), так и экономикой в целом (Госплан 2.0). Развитие цифровых технологий, создание и развитие сетей, в первую очередь Интернета, как сети сетей, объединяющих производственные процессы и ресурсы в одно целое, облегчает информационное взаимодействие между участниками экономики и приводит к возможности появления так называемых «облаков» и развитию облачных технологий. Многие ресурсы и процессы доступны пользователям систем теперь как сервисы (-as-a-service – -aaS). Возникают такие облачные решения, когда практически все возможности для работы предприятия и ведения бизнеса компании в классическом понимании доступны дистанционно. Хранение и обработка любой информации уже не сосредоточены на конкретном компьютере, а распределены в сети без привязки к определённой территориальной локации. Ярким примером успешного создания организационно-технологических платформ являются такие современные сервисы как: UBER, Airbnb. В России облачные технологии активно используют в Сбербанке. Большие перспективы открываются перед цифровыми финансовыми технологиями (финтех, англ. – fintech). Широкое распространение получили социальные сети, позволяющие общаться между людьми на любых расстояниях и организовывать экономическое взаимодействие (P2P). Прикладным аспектом цифровизации хозяйственной жизни или физическим проявлением цифровой экономики являются создание центров цифровой переналадки (модернизации) – прототипирования, цифровой роботизации и пр. С помощью цифровых методов моделирования «выращивают» прототипы и создают реальные объекты от мелких ювелирных изделий до крупных инфраструктурных сооружений. Ярким практическим примером такого действия цифровой экономики является создание 3D-принтеров по строительству мостов (Нидерланды) и жилых домов (Китай, ОАЭ). Современная строительная отрасль сегодня вооружена технологиями позволяющими создавать цифровые модели зданий, максимально гибко менять проекты, управлять строительством и эксплуатацией в течение всего времени (BIM-технологии – технологии информационного моделирования в строительстве): от мысли и взмаха пера архитектора, расчета смет – до закрывающих финансовых документов, сдачи в эксплуатацию и дальнейшей бухгалтерской и физической амортизации. Цифровой подход позволяет управлять полным жизненным циклом практически любого изделия (PLM – управление жизненны циклом) от его задумки, создания и эксплуатации до его утилизации. Это касается не только отдельных бытовых предметов, но и сложных систем. Активно внедряются цифровые технологии, позволяющие управлять инженерной инфраструктурой в современном доме: электричеством, светом, теплом, газом и пр. – системы «Умный дом». Кроме того, системы киберфизических устройств позволяют эффективно управлять инфраструктурой не только отдельных домов, но и жизнью целых кварталов, микрорайонов, городов и мегаполисов – системы «Умный город» (Smart City). В отношения между государством и его гражданами внедряются системы так называемого электронного правительства. В России к 2025 году планируется создание единого регистра населения. Цифровая экономка бросает вызов системе образования. При этом уклон различных систем образования подготовки специалистов для современных условий цифровой экономики может быть разным. Так, в западных странах и в ряде их юго-восточных колоний преобладает образование, готовящее человека в качестве приложения к современной высокотехнологичной системе. На этом основана, например, сингапурская система в дополнение к болонской системе. В России, где образование традиционно было более широким и комплексным, в ряде случаев ещё сохранился целостный подход, готовящий универсальных и творческих специалистов. Благодаря цифровому развитию место и роль потребителя в экономике выходит на передний план. Все самые коммерчески успешные проекты (стартапы) в области информационно-коммуникационных и цифровых технологий максимально гибко реагируют на запрос конечного потребителя, выстраивая для него наиболее лучший сервис и максимально выгодные условия с учётом его индивидуальных требований. Потребитель становится божеством цифровой экономики в смысле его финансовых возможностей. Под его запрос все начинающие бизнес интернет-компании выстраивают свои алгоритмы и доступные ресурсы. Для успешного развития дела в цифровой экономике действует принцип времён первоначального накопления капитала на Диком Западе: «Либо ты быстрый, либо ты мёртвый». Происходят организационные изменения многих предприятий по типу сетевых структур. Иерархически-устроенные организации трансформируются в сетевые и даже децентрализованные без единого центра управления, руководства и принятия решений. Такие преобразования касаются компаний любого масштаба, например таких IT-гигантов, как Google, Facebook, Uber в мире и BeeLine в России. Цифровое расширение экономики в связи с виртуализацией многих экономических процессов, переноса отношений на другой уровень взаимодействия (в виртуальное пространство) требует институциональных изменений для максимально выгодного использования новых возможностей цифровой экономики. По предложению создателя социальной сети «ВКонтакте» Павла Дурова в Крыму можно даже создать виртуальный офшор для использования медиа- и развлекательных ресурсов в «более спокойном режиме» отношений с правообладателями, защищающими свои права строгими нормами других юрисдикций. Таким образом, можно построить собственную правовую виртуальную юрисдикцию со своими нормами и правилами и регламентирующими цифровыми алгоритмами. Кроме того, создание института «виртуального резидента» особых экономических зон (ОЭЗ), например, в том же Крыму, могло бы служить интенсивному развитию российских и международных интернет-компаний, а также предоставить дополнительные возможности для привлечения капитала в экономику этого региона. Материальной инфраструктурой цифровой экономики являются вычислительные мощности, хранилища данных (память) и сети, объединяющие эти ресурсы. Программной инфраструктурой выступают операционные системы и приложения, использующие различные программируемые технологии (алгоритмы), уже не всегда связанные с материальной инфраструктурой. Отрыв программных решений от материальной инфраструктуры (переход на более высокий уровень абстракции) позволяет многим алгоритмам «жить собственной жизнью», таким образом, возникает виртуальная или искусственная жизнь. Современным программистам доступны такие технологии как OpenStack – набор готовых решений для доработки и создания собственных приложений с открытым кодом. Повсеместно используется модель OpenSource. Так, крупнейшая мировая компания по созданию материальной и программной инфраструктуры цифровой экономики – IBM активно использует эти технологии для разработки, поиска и отбора с дальнейшей коммерциализацией лучших решений, полученных в результате работы множества программистов во всём мире. Российской академией наук (Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление») предложено создание организационно-технологической платформы и централизованного оператора цифровой экономики с инфраструктурой, объединяющей серверные станции и центры обработки данных ведущих ВУЗов России – проект «Цифровая долина». Наибольшую перспективу в условиях цифровой экономики представляют децентрализованные протоколы (технология BlockChain) и инновации на их основе, а также открытое аппаратное обеспечение – OpenSource Hardware. Феномен социальных сетей позволяет раскрыть потенциал цифровых crowd-технологий, реализовать систему социальной кооперации, а также запустить приложения типа CaaS – Cooperation-as-a-Service. Благодаря этому возможны организационно-политические инновации, такие как: коллективные легитимные решения, инициативное бюджетирование, прямая демократия. В условиях цифровой экономики меняется модель самого человека. Список использованной литературы: 1. 4-я промышленная революция в Давосе. http://expert.ru/2016/01/21/chetvertaya-promyishlennaya-revolyutsiya/?12016 2. Уберизация всего. Как бизнес-модель Uber и Airbnb меняет традиционные индустрии и какие еще компании пошли по стопам сетевых гигантов. http://www.therunet.com/articles/5942-uberizatsiya-vsego. 3. Эрик Шмидт, Джонатан Розенберг. Как работает Google. ЭКСМО, 2015. C. 118-121. 4. Бюллетень Аналитического центра Правительства РФ, Апрель, 2016. 5. Вершинина А.В., Орлова Е. Р., Тушканов И.М. Социализация и эффективные инвестиции в приобретение жилья // Системное моделирование социально-экономических процессов: Труды 37-й Международной научной школы-семинара. Сочи, 30 сентября – 5 октября 2014 г. Сочи, ФГБУН СНИЦ РАН, 2014. С. 46. 6. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики // Современность: хозяйственные алгоритмы и практики/ Под ред. Ю.М. Осипова, В.Ю. Стромова, Е.С. Зотовой. М.; Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2016.- С.389-394. 7. Юдина Т.Н. Цифровизация в контексте сопряженности Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути // Философия хозяйства.-2016.-- №4.- С.16-24.