ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
1. О культурно-ландшафтном подходе: Ценность ландшафтного подхода заключается в том, что он всегда нацелен на целостность. - культурный ландшафт – принципиально междисциплинарное понятие: оно «не по зубам» отдельной дисциплине, поэтому для работы с ним требуются естественнонаучные, гуманитарные и управленческие знания и методы; - неразрывность природной и культурной составляющих культурного ландшафта друг от друга; - наряду с плановым, горизонтальным измерением культурный ландшафт имеет вертикальное, пейзажное, художественно-эстетическое измерение. При этом многие наши пейзажи, которые благодаря творчеству национальных гениев – художников и литераторов получили высокий культурный статус должны иметь дополнительную степень защиты от нового варварства; - наряду с выдающимися пейзажами культурные ландшафты Крыма обладают огромным образным потенциалом, над которым трудились многие поколения народов Крыма и отечественные литераторы: это значит, что литературные места, мемориальные и ассоциативные, исторические места, будучи важными составляющими культурных ландшафтов, нуждаются в таком же исследовании и охране, как и объекты природного наследия. 2. Наиболее страдающие от отсутствия правого статуса у понятия культурный ландшафт и отсутствия соответствующей институции – Национальные парки и музеи-заповедники. Первые, как правило, не умеют работать с культурным наследием, а музеи-заповедники с выходом на территорию не всегда профессионально работают с природным наследием. 3. Предложения в Концепцию 1. Нужно учесть опыт работы с природно-культурным, или ландшафтным наследием. Например, Соловки – это объект Всемирного наследия, но Соловки – это и острова, озера, растительность, включая и лишайник, который придает особую красоту стенам монастыря и который тоже надо охранять. 2. Если мы хотим получить новый качественный продукт, должна быть другая идеология и методология работы с наследием. Поэтому в ТЗ наряду с направлениями работы с природным и культурным наследием, нужно вводить важнейшее, центральное ландшафтное (природно-культурное) направление. 3. Соответственно нужно создавать отдельную – с правами координации – всей работы – ландшафтную группу. 4. ЮБК – важный прецедент национального масштаба. Благодаря работе с ландшафтным наследием ЮБК мы лучше поймем узкие места существующей в стране системы работы с природным и культ наследием, системы, кот требует серьезного переосмысления. Соловки, Кижи, Кенозеро и многие другие объекты Всемирного наследия – это культурные ландшафты, которые не имеют этого статуса. Большинство из них ни имеют ни юридических оснований, ни специалистов по работе с природой и природным наследием. Мы можем потерять эти объекты наследия. Наша прав база, включая Закон об ООПТ позволяет проявлять региональную инициативу. Мне кажется, что мы можем на уровне крымского парламента принять закон о культурном ландшафте, а также создать и обкатать систему управления ландшафтным наследием.