ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Вопросы национальной идентичности и национального развития также остро встали и перед многими другими странами и народами, поскольку без предложения альтернативы глобализации они оказывались перед опасностью утраты самобытности и суверенитета. Таким образом, глобализация практически с самого начала её осознания стала восприниматься, прежде всего, националистами и всевозможными авторитарными режимами, как угроза национальным интересам, в сфере экономики, политики, культуры, языка. На этой волне существенно снизилась и привлекательность идеи интернационализма, согласующейся с глобализацией и тесно сопряженной с космополитизмом – мировоззренческой позицией, зародившейся еще в античности. Космополитизм был объявлен «безродным», оторванным от реальной жизни, а интернационализм безликим и препятствующим национальному развитию. Вполне очевидно, что в таких подходах берут верх субъективные оценки и ангажированные суждения, когда игнорируется тот факт, что глобализация, космополитизм, интернационализм – это не чьи-то выдумки, а реальность, в которой с разных сторон отражаются общие закономерности мирового развития и единая природа человека. Для адекватного понимания действительного положения дел важно правильно определить понятия и поставить каждое из них на свое место в системе категорий, отражающих современный мир. Это принципиальный шаг на пути к тому, чтобы глобализация перестала восприниматься в негативном аспекте, а страх перед ней уступил место конструктивному анализу объективных и субъективных факторов, лежащих в основе глобальных процессов и их последствий. Также и идеи интернационализма обретут большую привлекательность и более широкую аудиторию, если акцентировать внимание не на абстрактном единстве мирового сообщества, а на мирном сосуществовании различных наций в рамках общепринятых этических и правовых норм. В этой связи следует обратить внимание на то, что данные явления хотя и воспринимаются как тесно взаимосвязанные, относятся они все-таки к разным сферам общественного бытия.