ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Цель настоящего исследования заключалась в анализе тенденций заболеваемости и показателей физического здоровья современной студенческой молодежи России. Материалы. В исследовании использованы данные комплексного социально-демографического онлайн опроса, проведенного в декабре 2019 – марте 2020 гг. в рамках проекта кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по изучению адаптации молодежи к факторам стресса в условиях современной городской среды. Всего за указанный период в исследовании приняли участие 550 респондентов (373 девушки и 177 юношей) в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в различных вузах России. В числе прочего в анкету входили вопросы о месте рождения и проживания, уровне физической активности, наличии вредных привычек, частоте заболеваемости, а также о некоторых морфологических параметрах (длина и масса тела). Методы. При анализе показателей использован метод описательной статистики. На основе предоставленных морфологических параметров рассчитан индекс массы тела (ИМТ), равный отношению массы тела (в кг) к квадрату длины тела (в см). Интерпретация полученных значений осуществлялась в соответствии с градацией, рекомендованной Всемирной организации здравоохранения. Результаты. Показано, что картина заболеваемости студентов российских вузов в целом совпадает с цифрами официальной статистики и обнаруживает тревожную тенденцию: более 50% студентов имеют хронические заболевания. В связи с возрастающей учебной нагрузкой на выпускных курсах увеличивается частота заболеваемости. Большинство респондентов имеют нормальный ИМТ, дефицит массы тела чаще встречается у девушек, избыточная масса – у юношей. В Москве выше доля девушек с дефицитом массы тела и меньше процент студентов обоих полов с избыточной массой тела. Доля лиц, имеющих вредные привычки, увеличивается в течение лет обучения в вузе, однако процент курящих девушек резко снижается после 4 курса. На выпускных курсах снижается уровень физической активности, вероятно, вследствие возрастающей учебной нагрузки. Таким образом, необходим систематический мониторинг состояния физических и психоэмоциональных кондиций учащейся молодежи, разработка мер профилактики заболеваний и пропаганда здорового образа жизни.