ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Доклад посвящён феномену т.н. "лейтенантской прозы" и изображению Великой Отечественной войны в произведениях Ю.Бондарева. В качестве интегральных признаков "лейтенантской прозы"называются непосредственное участие её представителей в Великой Отечественной войне, что придаёт произведениям их неповторимую фактографическую точность, антивоенный пафос и доминанта малых жанровых форм. Дифференциальным признаком предлагается считать двойной конфликт, развёртывающийся как по линии "свои против врагов",так и по линии противостояния между "своими". Причём 2-й конфликт, конфликт между "своими", в котором с особой силой противопоставляется "окопная правда" "штабной правде", становится ключевым, а авторская позиция проявляется в отстаивании значимости именно "окопной правды" как правды личности, вынесшей на своих плечах всю тяжесть войны, правды человека - победителя. Такая позиция характерна для ранней прозы Ю.Бондарева ("Последние залпы", "Батальоны просят огня"). Однако начиная с романа "Горячий снег" писатель отходит от принципов "лейтенантской прозы", уравновешивая "окопную правду" солдат и офицеров артиллерийской батареи "штабной правдой" генерала Бессонова, что потребовало перехода к крупной жанровой форме.