ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В последние годы неуклонно растет интерес к мезопористым материалам типа SBA-15, MCM-41, TUD и др. из-за текстурных характеристик, благодаря которым становится возможным селективно проводить гидропроцессы средних дистиллятов без значительного влияния диффузионных ограничений [1, 2]. Для получения более сильных кислотных центров в данных материалах в процессе синтеза был использован двойной темплатный метод, позволяющий получить микро/мезопористый композитный материал, обладающий развитой бимодальной системой пор [3]. Одним из приоритетных направлений в отечественной нефтепереработке является получение дизельных арктических топлив. В настоящей работе данная задача решалась путем гидрирования полициклических ароматических и сернистых соединений на катализаторах типа NiW/ZSM-5/MCM-41. Использование данных катализаторов в гидрооблагораживании дизельных фракций сопровождаются селективной гидродециклизацией нафтеновых углеводородов за счет сильных кислотных свойств цеолита ZSM-5, что повышает цетановое число и понижает температуру застывания исследуемой фракции, за счет чего значительно улучшаются эксплуатационные характеристики дизельного топлива. В работе представлены результаты комплексного исследования полученных образцов ZSM-5/MCM-41 физико-химическими методами анализа, доказывающие наличие цеолитной фазы и пор мезо-размера. Гидрооблагораживание легкого газойля каталитического крекинга (НПЗ г. Салават) проводили в проточной установке в условиях, максимально приближенных к промышленным условиям гидроочистки дизельных фракций. Исследования проводились в рамках ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014–2020 годы” при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (Уникальный идентификатор прикладных научных исследований RFMEFI60714Х0074).