![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
26 июня 2020 года в программе Zoom прошел научный семинар «Экономика и психология. Благополучие vs бедность: социально-психологические предпосылки поведения людей на рынке труда», организованный кафедрой философии и методологии экономики и кафедрой экономики инноваций. Это пятый по счету семинар в рамках общей темы «Экономика и психология».Первый семинар бы посвящен общетеоретическим аспектам взаимодействия экономики и психологии; второй семинар был нацелен на прикладные стороны сотрудничества экономики и психологии, и в центре внимания были проблемы нейромаркетинга; в рамках третьего семинара участники вновь рассматривали общетеоретические аспекты взаимодействия экономики и психологии, но уже на новом уровне осмысления; четвертый семинар имел практико-ориентированный характер, поскольку предполагал формулировку рекомендаций по внедрению инноваций и изменений; пятый семинар приобретает особую актуальность, поскольку вопросы благополучия и бедности в условиях пандемии выходят на первый план. Семинар открылся вступительным словом д.ф.н., профессора, заведующего кафедрой философии и методологии экономики Л.А. Тутова, который привел две поговорки, подходящие к теме семинара: • Бедные имеют привычку экономить даже на своих мечтах. • Если Вы недовольны тем местом, которое занимаете, - смените его. Вы же не дерево! В докладе обращается внимание, что психология бедности — это установка, которая задает «курс» в жизни человека. Система убеждений и специфический образ мышления становятся главными причинами того, что средств не хватает, они не накапливаются или вообще не зарабатываются. Бедность — это не ограниченность в финансах и возможностях, а программа, которую человек задает себе сам. Психология богатых людей имеет два существенных отличия: отношение ко времени и установка на будущее. Бедный человек не ценит свое время. Он относится к нему слишком легкомысленно, поэтому растрачивает направо и налево. А все из-за того, что это время не приносит ему дохода. Богатый и успешный человек знает, что нет ничего дороже времени и аксиома «время — деньги» для него действительно не требует доказательств. Каждую секунду жизни можно конвертировать в деньги, поэтому она и обладает такой высокой ценностью. Вторая проблема бедного человека — это привязка к прошлому и втискивание своих потребностей в тесные рамки возможностей. Богатые люди растут и развиваются для того, чтобы изменить сами рамки, но не жертвуют потребностями. Бедные же намертво привязаны к прошлому, они не готовы его отпустить и поверить в то, что жизнь может складываться иначе, сделать шаг и перейти черту, отделяющую привычное от нового.