ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Цель работы - определить современный уровень загрязнения бенз(а)пиреном (БаП) дорожной пыли г. Москвы и на примере Юго-Восточного административного округа (АО) провести оценку загрязнения комплексом ПАУ. Установлено, что среднее содержание БаП в дорожной пыли Москвы составляет 0,25 мг/кг. Уровень загрязнения БаП дорожной пыли Москвы в разных АО варьирует слабо, наименьшие средние значения характерны для ЮВАО, наибольшие средние – для САО. В загрязнении дорожной пыли ЮВАО доминируют легкие 2-3-кольчатые ПАУ. В городе складывается опасная экологическая ситуация – ПДК для почв по БаП в дорожной пыли всех АО, кроме ЮВАО превышены в 12,8-14,5 раза. Сумма ПАУ в пересчете на БаП превышает гигиенический норматив в среднем в 28 раз. Выявлены превышения нормативов U.S. EPA по нафталину. Уровень содержания БаП в дорожной пыли Москвы определяется пространственным положением в пределах города (т.е. принадлежностью к тому или иному АО) и типом дороги. Зоны с повышенным содержанием БаП сформировались в ЦАО, ЮЗАО, ВАО, ЮАО. Среди физико-химических свойств пыли наибольшее влияние оказывают содержание органического вещества и ила, которые способствуют прочно фиксируют БаП, а также величина pH, которая характеризует уровень эмиссий оксидов азота и серы от автотранспорта. Но оценка загрязнения ПАУ только по содержанию БаП, практикуемая в Москве, приводит к сильному занижению их экологической опасности. Для более надежной оценки необходимо определять не только БаП, но и другие полиарены с доказанной канцерогенностью. При отсутствии ПДК возможно приближенное определение их токсичности через БаП-эквивалент.