![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Проблема изучения картины мира связана с проблемой ее языкового выражения и соответствия последнего фрагменту действительности. Данные для такого исследования получают по результатам межъязыковых сопоставлений фрагментов национальных картин мира, в которых могут быть зафиксированы концептуальные несовпадения. Московской психолингвистической школе языковая картина мира понимается как инвариантный образ мира, свойственный той или иной культуре и зафиксированный вербально. Признается, что инвариантный образ мира соотносится со значениями как социокультурными образованиями. Язык как деятельностная структура представляет собой результат отображения в знаковой форме реальности, элементы которой приобретают определенную значимость именно в системе той или иной культуры. Таким образом, конкретное направление исследования картины мира или ее фрагмента предполагает изучение значения как знания, связанного со словом. Методы, применяемые отечественной психолингвистикой, в том числе ассоциативный эксперимент, позволяют получить данные, отражающие коллективный опыт носителей национального языка/культуры. С появлением ассоциативной лексикографии оказалось возможным впервые смоделировать целостную картину мира «наивного» носителя языка/культуры и наблюдать реальное взаимодействие и взаимозависимость значения и значимости отдельного слова как в пределах всей ассоциативно-вербальной сети, так и в рамках отдельного ассоциативного поля. Фрагменты языковой картины мира, рассматриваемой в таком ракурсе, могут варьироваться в зависимости не только от языкового, но и от территориального факторов.