ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Образ головы-маски в искусстве доримской Фракии В искусстве античности изображение человеческой головы (отдельно от тела) имело тесную связь с изображением маски, зачастую представляя некий синкретический образ, в котором голова и маска неразделимы, а их черты слиты. На территории Греции подобные изображения чаще всего встречаются в контексте дионисийских сцен, в том числе отсылающих к теме театра и сценического действа. На территории древней Фракии, несмотря на раннюю эллинизацию, подобные образы имели ряд негреческих особенностей. Их появление, по-видимому, стало результатом «наложения» эллинских верований на местные культы, а также обмена некоторыми ритуальными практиками внутри региона. Выявление особенностей образа головы-маски и его семантики в искусстве доримской Фракии позволяет выделить два направления. Первое – это памятники, происходящие из царских и аристократических погребений (Светица, Далакова Могила, Голяма Косматка), чье появление обусловлено сакральным ритуалом, вероятно, религиозными практиками орфизма. Второе связано с обрядом военного характера, оно представлено образами трофейных голов. Подобные изображения, найденные в кладах погребений Луковит, Враца, Могиланска могила, прямо отсылают к «варварскому» обряду отсечения голов поверженных врагов у скифов и кельтов. В целом, корпус памятников, относящийся к этим направлениям, представляет собой интереснейшее проявлением синтеза варварской и эллинской культур на Балканах.