ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Важнейшей вехой для византийского искусства XIII века становится исчезновение в 1204 году Константинополя как столицы, центра Византийской империи, на который опиралась бы и периферия. На месте некогда единой Византии оказывается целый ряд новых разрозненных государств, а сам Константинополь становится столицей Латинской империи. Фрески церкви Святого Георгия в Оморфокклисии в 21 километре от Кастории, интересующие нас росписи которой были выполнены в 1295-1317 гг., – хорошо известный ученым памятник, который, однако, был лишь кратко охарактеризован в общих работах, касающихся Кастории и памятников в ее окрестностях. Полноценного монографического описания памятник так и не получил по целому ряду причин. Главной из этих причин стало то, что фрески до сих пор полностью не отреставрированы – не расчищены и не раскрыты из-под остатков поздних поновлений, что, безусловно, затрудняло работу искусствоведов. В нижней части храма (столбы и своды) живопись сохранилась в хорошем состоянии, так как большая часть поверхности фресок была записана, а позднее раскрыта из-под записей. Это понятно по сохранившимся насечкам, нанесенным с целью укрепления нового живописного слоя. Очевидно, что в церкви проходили противоаварийные реставрационные работы: практически все сохранившиеся фрески аккуратно обортованы, а нижняя часть наоса, включая своды, расчищена из-под поздних поновлений. Обнаружить сведения о проведенных работах на данный момент нам не удалось. Высокое качество и выдающиеся художественные особенности живописи Оморфокклисии побудили нас сравнить ее не только с магистральными ансамблями своего времени, но и с эпирским искусством этого времени. В Северной Греции XIII века именно Эпирский деспотат оставался одной из важнейших политических сил и сохранял художественные мастерские. Основываясь на этом сравнении мы предполагаем, что наши мастера были знакомы с памятниками, выполненными в так называемой «кубистической» манере конца XIII века (Богородица Перивлепта в Охриде, Протат в Карее). Однако физиогномические типы, некоторые иконографические решения, а также характер орнаментики и распределения композиций на стене (например, евангельские сцены на разных склонах одного и того же свода разделяются орнаментом, или орнамент, завершающий стену в «Евхаристии») связывают его с эпирским и прилепским искусством (фрески южного свода церкви Влахернского монастыря в Арте, апсиды церкви Порта Панагия близ Трикала, церкви Св. Николая в Вароше, Св. Архенгелов в Прилепе). Таким образом, с нашей точки зрения, фрески Оморфокклисии – сложное, многогранное явление, явно связанное с эпирской художественной средой.