ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Настоящее исследование посвящено проблеме совмещения разных пластов времени в наиболее значимых романах Е.Г. Водолазкина: «Соловьёв и Ларионов», «Лавр», «Авиатор» и «Брисбен». Обращение писателя к названному приему в большинстве крупных произведений позволяет говорить об элементах метатекстуальности в его творчестве. Е.Г. Водолазкин в своих произведениях немало внимания уделяет проблеме времени. В одном из интервью писатель говорит: «Время противопоставлено вечности. События в нём для простоты восприятия выстроены в определенном порядке. Мы его называем хронологическим. События же, я думаю, никуда не исчезают с переходом человека в вечность — они просто теряют хронологическую привязку: висят в вечности, как игрушки на рождественской ёлке, и время им уже не нужно» [Водолазкин]. Подобное отношение к проблеме времени находит отражение в важнейших произведениях Е.Г. Водолазкина. В романе «Соловьёв и Ларионов» (2009) писатель экспериментирует с совмещением в повествовании разных временных пластов: молодой историк Соловьёв с помощью найденных им дневниковых записей генерала мысленно перемещается в прошлую эпоху. Жизненные пути двух героев оказываются тесно переплетены. Приём совмещения двух разных времён в романе «Соловьёв и Ларионов» подтверждает выдвинутый автором тезис о том, что время не знает разделения на прошлое, настоящее и будущее. Один пласт времени, проникая в другой, сливается с ним в единую историю. Подобное понимание времени находит отражение и в романе Е.Г. Водолазкина «Лавр» (2012). В тексте речь идёт о Средних веках, однако неоднократно в романе высказывается мысль о том, что «существование времени под вопросом. Может быть, после просто нет» [Водолазкин 2017: 289]. Время воспринимается как иллюзия. Так, герои романа, погружённые в эпоху Средневековья, порой оказываются в антураже современных реалий. Однажды Арсений во время прогулки с возлюбленной видит пластиковые бутылки: «Из-под снега полезла вся лесная неопрятность – прошлогодние листья, потерявшие цвет обрывки тряпок и потускневшие пластиковые бутылки» [Там же: 82]. Такая подробность свидетельствует лишь о том, что формально средневековое «романное время одновременно и вовлекает в себя настоящее, сегодняшний день» [Архангельская: 114]. Благодаря совмещению в романе «Лавр» разных временных пластов границы между эпохами стираются: время предстаёт единым континуумом, который лишь условно разделен на прошлое, настоящее и будущее. Сходные принципы организации художественного текста можно наблюдать и в более поздних романах Е.Г. Водолазкина «Авиатор» (2016) и «Брисбен» (2018). Посредством перехода повествования от одного эпизода жизни главных героев к другому, далёкому от описываемых событий, воссоздаётся своеобразное единство времени в текстах. Показать видение ситуации представителями разных эпох помогает и сама форма повествования. Так, роман «Авиатор» представляет собой дневниковые записи: сначала Платонова, который начинает вести дневник по просьбе своего лечащего врача Гейгера, считающего, что это может способствовать восстановлению утраченной памяти Иннокентия после «разморозки»; затем в романе появляются записи самого Гейгера и Насти, возлюбленной главного героя. Их заметки представляют собой наблюдения над теми или иными изменениями в сознании Платонова и позволяют наиболее полно представить, что чувствует не только главный герой, но и близкие ему люди. Внедряясь в канву повествования без каких-либо дополнительных объяснений, дневниковые записи Гейгера и Насти составляют неразрывный текст с записями Иннокентия Платонова. В романе «Брисбен» также действует дневниковый принцип организации повествования, основанный на заметках главного героя – музыканта Глеба Яновского. Первая запись, открывающая роман, датированная 2012-м годом, знакомит читателей с уже известным музыкантом мирового уровня, однако следующий же фрагмент посвящён мальчику Глебу и его первым музыкальным опытам. Обозначена эта запись 1971-м годом. Всё дальнейшее повествование в романе будет выстроено по принципу чередования событий давно минувшего прошлого главного героя и действий, разворачивающихся в его настоящем. Отличные по времени записи, таким образом, составляют единый пласт повествования. Герой мысленно возвращается в прошлое, рефлексирует. Время прошедшее находит непосредственное отражение в настоящем времени Глеба Яновского. Этот приём в очередной раз демонстрирует авторскую концепцию восприятия времени как единого целого. Е.Г. Водолазкин в романах нередко использует приём совмещения разных временных пластов, чтобы выразить идею условности времени. С помощью организации повествования в виде дневниковых записей разных периодов, размышлений героев о произошедшем в прошлом (или даже будущем) автору удаётся совмещать разные временные отрезки в целостный пласт повествования. Подобный способ организации повествования, характерный для целого ряда произведений Е.Г. Водолазкина, дает основания рассмотреть корпус его художественных произведений как метатекстуальное единство. В рамках данного исследования рассмотрен лишь один из признаков метатекстуальности в творчестве Е.Г. Водолазкина, однако, помимо проблемы времени, художественная проза писателя объединяется и другими значимыми идейными, тематическими и стилевыми критериями (понимание роли личности в истории, тема духовного поиска, а также многочисленные литературные аллюзии).