ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Мария Всеволодовна Крестовская (1862–1910), дочь некогда известного петербургского писателя Всеволода Владимировича Крестовского, в наше время остается малоисследованной и почти забытой фигурой в истории русской литературы. А между тем, ее писательское наследие представляет собой богатый источник, открывающий нам эпоху рубежа XIX–XX вв.: бытовые реалии, исторические происшествия, эстетические предпочтения, живые портреты и, наконец, актуальные веяния и коренные перемены в обществе. Так, романы и повести Крестовской, публицистика, обширное дневниковое наследие, а также сохранившаяся корреспонденция позволяют реконструировать её взгляды на разные аспекты остро стоявшего в ту пору «женского вопроса», который невозможно обойти стороной, изучая жизненный и творческий путь Марии Всеволодовны. Сочинения Крестовской характеризуются пристальным вниманием к социальной проблематике в масштабах семьи, к роли женщины в обществе и существованию на двух полюсах: призвания и личной жизни. Писательница не только осмысливает в художественной форме положение женщины и трудности, с которыми та сталкивается. В своих публицистических и мемуарных сочинениях она откровенно размышляет о жизнеспособности идей феминизма, о профессионализации женского творчества. Эмансипированные взгляды Крестовской при этом лишены феминистической нетерпимости. А в «разговорах на женские темы» отсутствуют «чисто женские интонации» («умна и пишет не по-бабьи», по выражению О.Л. Книппер-Чеховой). Отражение разных граней «женского вопроса» в идейно-тематическом содержании произведений Крестовской и шире — литературном поведении — не дань «моде», но одна из черт, органично присущих ее мировоззрению и перу.