ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В статье рассматриваются архитекстуальные и интертекстуальные связи русской художественной прозы 20-х -60-х годов ХХ века с функциональными стилями, с повседневным языком и книжной речью. Оценочные номинации, газетно - публицистические и канцелярские штампы, устойчивые высказывания формируют идеологический код эпохи. Идеологический код изменяется во времени, но неизменно демонстрирует неспособность выполнять познавательную и коммуникативную функции. Идеологический код внедряется в языковое сознание и деформирует его. В художественном тексте идеологический код проникает в повествование, в прямую речь персонажей и в несобственно-прямую речь. Художественный дискурс обращает транстекстуальные связи в выразительное средство. Идеологический код переводится из модуса серьезности в модус комического и тем самым подвергается дискредитации. Дискредитация идеологического кода является индикатором и двигателем общественно-политических изменений и изменений в языковом сознании. Статья опирается на исследования художественной прозы замечательного русского филолога Н.А. Кожевниковой и посвящается её памяти.