ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Выступление в рамках заседания ИК-14. Исследовательский комитет по политическому управлению 28 ноября (12.10-14.10) Фундаментальной задачей проведённого исследования явилось уточнение методологических основ совершенствования качества управления в гражданском секторе, попытка выявления возможностей и условий достижения положительного синергетического эффекта от реализации комплексной гибридизированной концепции совершенствования — во взаимосвязи и взаимодополнении актуализированного инструментария существующих моделей Бережливого правительства (Lean Government [в основе адаптация Лин 6 Сигм]), Умного правительства (Smart government); Электронного правительства (E-Government), Реинжиниринга административных процессов (GPR), Самообучающейся организации (Learning Organization) и др. Работ, посвящённых рассмотрению предлагаемого выше комплементарного подхода — при совмещении разных методологий не выявлено, таким образом полученные результаты закладывают основы для оригинальной прикладной модели, обладающей практической значимостью. Разработка гармонизирующей в единой системе инструменты модели оправдана тем, что, по сути, большинство современных концепций совершенствования являются своего рода «компоновками», «сборками» инструментария менеджмента качества, разрабатываемого в течение всего XX века. В этой связи, например, в Лин (и адаптированной версии Бережливого правительства можно найти отголоски и конкретные инструменты концепций Ф.У.Тейлора, А.К. Гастева, У.Э. Деминга и др.) Положительный опыт гибридизации модели можно было наблюдать в 2000-х при создании концепции «Бережливые 6 Сигм (Бережливое производство + 6 Сигм», которая была унаследована при разработке Бережливого правительства (БП) США и Великобритании, в РФ же на начальном этапе в формате БП используется базовая модель (см.: Царенко А. С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 45. С. 74–109)). При этом важным является переосмысление содержания текущих инструментов улучшения с учётом особенностей управления изменениями и развитием в госсекторе (см., например: Boyne G.A. Sources of public service improvement: a critical review and research agenda // Journal of public administration research and theory. 2003. Vol. 13. N 3. P. 368–394., Carol Rusaw A. Changing public organizations: four approaches // International journal of public administration. 2007. N 30. Pp. 347-361.; Ostroff F. Change Management in Government // Harvard business review. May 2006. Pp. 141–147.; Царенко А. С. Менеджмент изменений в сфере государственного управления: вопросы, ограничения и возможности // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. Новосибирск: ЦРНС, 2016. С. 57–64). В частности, целесообразно соотнесение реинжиниринга административных процессов GRP с подходом кайрио в рамках методологии Лин 6 Сигм — адаптированной моделью «Бережливого правительства» в США и Великобритании, а статистически ориентированной подсистемы 6 Сигм с решениями «Умного правительства» (Smart government), рассмотрение умного и электронного правительства не как самоцели, но средства создания технологической инфраструктуры, каналов коммуникации, обратной связи участников системы «государство — гражданский сектор», разумной автоматизации предварительной оптимизированных процессов и процедур, противодействие бездумному применению электронных технологий: «цифровизации ради цифровизации», включение их как инфраструктуры в общую модель развития государственного управления, в т.ч. сферу гражданского сектора. Соотнесение их инструментария и с технологическими решениями построения самообучающихся организаций и управления знаниями (сравни «самобучающийся парламент Финлядии»), в свою очередь, с решениями корпоративных систем вовлечения стейкхолдеров и сбора предложений Лин 6 Сигм. При разработке концепта гибридной модели предложено распределение решений цифровой экономики и управления (в частности, решения для вовлечения граждан, формальных и неформальных структур гражданского общества, включая экспертные сообщества, НКО и др.) и моделей совершенствования в парадигме менеджмента качества в рамках цикла управления и совершенствования DMAIC (ОИАСК) (эволюционировавшего в методологии Бережливых 6 Сигм цикла Шухарта Деминга PDCA) В частности, инструменты этапа «Определение» потребности в улучшении системы «VoC — голос потребителя», СФК (QFD), формы обратной связи корпоративных сайтов должны быть переосмыслены с позиций макросистемы, госуправления, изменения состава и характера участников взаимодействия, на замену им могут прийти как частные решения — порталы типа Сhange.org, так и формальные решения по вовлечению на базе технологической инфраструктуры ГАИС «Управление»», например: http://gasu.gov.ru/strategy-2035/ (на данный момент не функционирует) и проч. Резюмируя, необходимостью является «наведение методологического порядка», переход от параллельного к холистичному системному применению инструментария улучшений, сокращение практики некорректного применения из-за дублирования инструментария, подмены понятий, неверной интерпретации условий, последовательности внедрения и проч. — в рамках гибридизации модели совершенствования государственного управления при участии институтов гражданского общества.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Презентация | презентаци доклада | RAPN_2020_IK-14_Tsarenko_A.S..pdf | 2,3 МБ | 28 ноября 2020 [A.S.Tsarenko] |