![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Статья посвящена наиболее значимым образам и мотивам канадской культуры, отраженным в известных фильмах. Обычно при их просмотре массовая аудитория не обращает внимания на подобные оттенки смыслов, в то время как многие из них уникальны и отсылают к древнейшим культурным архетипам. Рассмотрим самые известные произведения мирового кинематографа с точки зрения особенностей мировой и этнической культур. Например, фильм «Титаник» снимался на Восточном побережье Канады. Действительно, это не совсем случайно: порт Галифакс был ближайшим к месту трагедии [Butler, 1998; Gubachek, 2000]. Сага о любви, жизни и смерти на фоне стихии, в которой гибнут люди, отражает и важнейшие архетипы Канады как страны с дикой природой, имеющей самую длинную береговую линию в мире. Тема близкого соседства любви и смерти имеют длинную историю: от древнегреческих трагедий (Эрос и Танатос) до классической и современной культуры (Флобер, Ремарк, Фаулз; Бунин, Набоков, и т.д.). Здесь тема любви и смерти логично продолжены: уникальные моменты любви тем более неповторимы, что жизнь конечна. Прослеживается и универсальный библейский аспект: мотив Ноева ковчега, гибели обреченной цивилизации [Рахманов, 2016]. Фильм «Выживший» снимали также в Канаде, Аргентине и США. Многие места неповторимы: например, это район канадских Скалистых гор. Борьба человека и природы особенно ярко отразилась в архетипах канадской культуры: тема фронтира была актуальна во время освоения земель, «очеловеченная» и «дикая» территории противопоставлялись по ряду социальных, культурных, цивилизационных признаков [Tернер, 2009]. Культурный аспект играет особенно большую роль: неосвоенная территория, где нет признаков человека, как правило, враждебна, так как не определена человеком, не названа им (библейский акт). Миф дал представление об исключительности человека – покорителя природы, это прослеживается в произведениях о канадском Севере как уникальной области снега и мороза (Haliburton, 1869; Hingstone, 1884). Идея прослеживается дальше в соединении двух начал, человеческого и природного, что породило такие образы, как «полуконь, полукрокодил» в легендах США и Канады.