ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В сельском обществе традиционного типа ценная этнокультурная информация хранилась в памяти, регулярно воспроизводилась и межпоколенно передавалась преимущественно вербальным способом в аутентичных бытовых, игровых и ритуальных практиках. Постепенная утрата последних, с одной стороны, и осознание необходимости сохранения культурного наследия, с другой, инициировали поиск иных способов ее архивации и трансмиссии (письменных, клубно-досуговых, образовательных, медийных, музейных). В докладе, подготовленном на основе многолетнего комплексного полевого обследования Пинежского р-на Архангельской обл., локальная фольклорная традиция будет рассмотрена в контексте бурно развивающегося в районе эколого-культурного туризма, в сферу которого наряду с профессионалами (клубными работниками, учителями, библиотекарями) втянуты местные деревенские сообщества. Представление ими фольклорной культуры в качестве брендового «туристического продукта» предполагает анализ ситуации с двух позиций – внешней (идентификационной) и внутренней (самоидентификационной), определяющих различные функции современных туристических практик: мемориальную, информационную; презентационную (формирование имиджевых характеристик локального культурного ландшафта); побудительную (стимуляция в людях активности к познавательной, охранной, научной, творческой и иным видам деятельности); идеологическую (формирование у местного сообщества поля идентичности, ценностных ориентиров и определенных сценариев поведения). На примере реализации конкретных туристических проектов будет показано возрастание разнообразных форм визуализации локальной фольклорной культуры и их влияние на морфологию, семантику, прагматику и поэтику последней.