ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Сравнивается трактовка мира провинции в романах «Ночь внутри» П.Крусанова и «Голый год» Б.Пильняка. Обращает на себя внимание, в первую очередь, тематическое сходство этих произведений: в обоих романах перед читателем разворачивается история семей, живущих в российской глубинке, на фоне драматических перипетий революционной и послереволюционной современности. Но еще более важными представляются идейные пересечения: и для Пильняка, и для Крусанова провинция связана с определенной формой национального самосознания, поскольку является хранителем исконного знания о мире. В обоих романах подчеркивается, что вся жизнь провинции уходит корнями в языческую эпоху. Пильняк вводит в текст романа фрагменты из придуманной им «книги Обыков», в соответствии с которой якобы вплоть до ХХ века живет русская глубинка, герой Крусанова размышляет о теснейшей связи языческого прошлого с сегодняшним днем. Рассматриваемые романы отражают и сходное восприятие революции: оба автора показывают ход революционного процесса в провинции, преломление революции народной стихией. И Пильняк, и Крусанов приходят к выводу о том, что именно провинция становится выразителем подлинного духа революции. В обоих романах также выявляются персонажи, воплощающие собой сущность русской глубинки: у Пильняка это целая галерея действующих лиц, у Крусанова это главным образом Роман Ильич Серпокрыл – человек удивительной мудрости. Характерное понимание Пильняком и Крусановым мира провинции в значительной степени выражено и в женских образах их романов – обнаруживаются специфические именно для провинциального контекста женские типажи. Провинция в изображении Пильняка и Крусанова предстает особым миром, концентрирующим в себе богатые национальные традиции и тысячелетние обычаи. Именно мир провинции связывает разные эпохи в жизни страны - эпоху революции и многовековую древность, далекое языческое прошлое и современность.