ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
ПАО «Газпром» располагает крупнейшей в мире газотранспортной системой. Задача эффективной и безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов (МГ) является одной из приоритетных, в то же время значительное влияние на работоспособность МГ оказывает образование и развитие эксплуатационных дефектов, наиболее опасными из которых являются трещины коррозионного растрескивания под напряжением (КРН) на внешней стенке трубопровода. Поэтому актуальным является прогнозирование поврежденности труб такими дефектами, а также скоростей их развития. В работе был обоснован выбор и проведена алгоритмизация оптимальной методики прогнозирования развития различных видов эксплуатационных дефектов, а именно дефектов коррозии, трещин КРН и усталости на базе физико-химических моделей их развития с учетом данных эксплуатационной документации и технологических параметров МГ, результатов комплексных коррозионных обследований, в том числе агрессивности грунта в отношении КРН и коррозии, результатов анализа отечественных и зарубежных нормативных документов и стандартов. Создан программный комплекс на языке Python, позволяющий в оперативном режиме проводить расчет и визуализировать полученные данные, что позволит упростить работу инженеров при выборе оптимальной стратегии защиты трубопроводов. На МГ также регулярно проводятся обследования с помощью внутритрубных инспекционных приборов (ВИП) для выявления различного рода дефектов с целью контроля технического состояния газопроводов и прогноза объемов замены труб при проведении их капитального ремонта (КР). При этом точность прогноза на основе данных ВИП не всегда удовлетворительна. В частности, с недостаточной точностью выявляются дефекты КРН, глубиной менее 20% от толщины стенки трубы. Для улучшения результатов прогноза протяженности замены труб при КР в том числе подверженных КРН были автоматизированы и апробированы – прогноз по «модели ВТД» с использованием только данных ВИП и прогноз по «модели газопровод - аналог» с использованием данных ВИП, корреляционных зависимостей влияния шести основных факторов на КРН, а также результатов дополнительных шурфов. Проведено имитационное статистическо - вероятностное моделирование прогноза поврежденности участков МГ с использованием указанных моделей, рассчитана точность прогноза для каждой модели. Предложено уравнение расчета оптимального количества дополнительных шурфовок для уточнения модельного прогноза. Показано, что количество шурфовок определяется протяженностью исследуемого участка и предположительной оценкой доли труб с искомыми дефектами.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Краткий текст | Tezisyi.pdf | 335,3 КБ | 18 января 2021 [iviapnha] | |
2. | Программа конференции | Programma_KRN-2020.pdf | 898,5 КБ | 17 января 2021 [iviapnha] |