ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Стратегическое планирование в поисках своего места в системе регулирования социально-экономического развития страны Решение задачи прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны, эффективных способов ее осуществления требуют критического осмысления места и роли института стратегического планирования в этом процессе, его взаимодействия с национальными проектами. Закон «О стратегическом планировании в РФ» №172-ФЗ от 28.06.2014 был с интересом и, хотя и с неоднозначными оценками, встречен в научных кругах. Развернувшееся обсуждение Закона свидетельствовало о существенных расхождениях по поводу «поворота» к планированию, что позволяло его трактовать и как «событие эпохального значения» и как «всего лишь декларацию о намерениях, ни к чему не обязывающую». Содержание Закона не могло не вызывать вопросы: должно ли СП стать всеобщей формой деятельности по общегосударственному регулированию экономики и социальной сферы, проникать во все уровни территориального и отраслевого хозяйствования или должно быть ограничено лишь государственными и государственно-частными объектами? И сегодня эти вопросы не потеряли своей актуальности. Образованный в 2016 г. Центр стратегических разработок, который возглавил А.Л. Кудрин (сегодня – руководитель Счетной палаты) не был нацелен на внесение ясности в эти вопросы. По словам проф. В.Н. Черковца, «введение стратегического планирования ставит перед теоретиками российского либерального фронта трудную задачу» [Черковец, 2015, c.65]. Отношение ЦСР к Закону вызывало вопросы, связанные с местом и ролью этих институтов в разработке и реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны, обеспечении движения экономики к новому технологическому укладу. Но и попытки реализации Закона на основе проектно-программных разработок, и деятельность ЦСР по оптимизации системы государственного стратегического управления не приблизили экономику страны к прорыву. Решение этой задачи на ближайшие 5 лет возлагается на нацпроекты, что следует из Указа Президента от 7.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.». Связь нацпроектов с Законом в Указе четко не обозначена и требует проработки. По мнению одних они являются элементом СП, попыткой как-то его оживить, другие считают, что Закон заменен Указом. Под национальные проекты заложена новая система управления и планирования, предложенная ЦСР, когда его возглавлял Кудрин, «большой молодец», по словам Президента. Эта система основана на проектных принципах, о которых в Законе не идет речь, и при отсутствии новой Стратегии социально-экономического развития «вся система стратегического планирования повисает в воздухе» [Дмитриев, 2020, c.46]. К этому следует добавить и разные оценки возможностей нацпроектов в осуществлении прорывного научно-технологического развития. Все это – результат не только недостатков Закона, о которых много написано, но и нерешенных фундаментальных вопросов, связанных с обоснованием необходимости перехода от существующей модели экономического развития к модели, адекватной требованиям нарождающейся новой реальности, места и роли в ней плановых и рыночных регуляторов. До сих пор в научном сообществе не удается прийти к единому видению путей, инструментов и средств, необходимых для совершения скачка страны «в фазу роста научно-технологического уклада, который будет генерировать новую длинную волну экономического развития» [Глазьев, 2019, c.13]. Сегодня на пути к созданию эффективно работающей системы государственного СП существует много препятствий, преодоление которых требует новых концептуальных подходов к исследованию долгосрочных трендов развития мировой экономики и их национальных особенностей в России, к определению необходимых и возможных новых форм СП в этом процессе, что позволит преодолевать «планофобию», реабилитировать то ценное, что было создано в области теории, методологии и практики долгосрочного планирования в нашей стране, эффективно использовать современные рыночные механизмы и потенциал СП для прорывного технологического, институционального и социального развития страны. Пока же Закон «очень плохо вписывается в действующую модель развития, выстроенную на неолиберальной идеологии» [Городецкий, 2019, c.107] и «мы никак не можем установить стратегическое планирование и внедрить механизм сквозной ответственности за выполнение задач развития» [Глазьев, 2019, c.15]. Современные тенденции мирового развития, решение проблем социально-экономического развития России требуют разворота к фундаментальным политико-экономическим исследованиям, системному подходу при определении стратегии экономической политики. Список литературы Глазьев С.Ю. Приоритеты опережающего развития российской экономики. // Экономическое возрождение России. №2. 2019. Городецкий А.Е. Государственное стратегическое планирование: что показывает реальный опыт. / Форсайт «Россия»: будущее технологий, экономики и человека. 2019. Дмитриев М. Бюллетень Счетной палаты РФ. Госуправление. 2020. №1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №172-ФЗ от 28.06.2014. Указ Президента РФ от 7.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» Черковец В.Н. К ренессансу планомерного развития экономики России? // Вестник Московского Университета. Серия «Экономика». 2015. №2.