ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Сегодня средства массовой информации стали неотъемлемой частью планирования и ведения войны. Медиатизация как новая и широко обсуждаемая концепция отражает сложные, активные и эффективные способы вовлечения СМИ в конфликты. Развитие отношений между военными и СМИ уже давно является предметом интереса ученых. Число исследований, посвященных проблемам деятельности СМИ в условиях войн и военных конфликтов, сравнительно невелико. Ряд за- рубежных авторов (К. Асп, Д. Дж. Лиллекер, Дж. Маццолени, Н. Хокэнсон, С. Хьярвард, У. Шульц) обращали особое внимание на военные конфликты, в которых участвовали США и другие страны. Проблема роли и места СМИ в войнах и военных конфликтах имеет актуальное академическое значение. Необходимость их изучения объясняется наличием взаимосвязанных изменений в характере, средствах и структурах конфликта, а также его участниках, вовлеченных в сообщение о нем. Вместе с тем очевидна роль массмедиа в урегулировании международных конфронтаций, что можно наглядно проследить на примере конфликта между США и Ираком. Американские военные кампании в Ираке в 1991 и 2003 гг. стали примером для изучения медиатизации военных действий США. Были применены различные подходы к взаимодействию со СМИ во вре- мя войны в Персидском заливе (1991 г.), с одной стороны, и во время 108 Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия вторжения в Ирак (2003 г.) – с другой. Вторжение в Ирак стало пер- вым большим вооруженным конфликтом, во время которого солдаты, непосредственные участники событий, рассказывали миру о проис- ходящем. Они размещали свою информация в «блогах», получивших название «милблоги» (от англ. military + blogs), размещались также ви- деосюжеты с войны (videos of the war). Таким образом, при исследовании военных конфликтов можно за- ключить: СМИ создают комплексный медийный образ, который фор- мируется до начала военных действий, непосредственно в ходе их раз- вития и на заключительном этапе войны.