ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Целью данного доклада является представление основных понятий и положений материально-семиотической теории коммуникации, разработанных в рамках моего диссертационного исследования. Основные понятия данной теории могут быть сформулированы следующим образом: 1) жизненный мир – интерсубъективно разделяемые очевидности, которые управляют и задают способы понимания и интерпретации действительности; 2) коммуникативное действие – действие, направленное на установление новых способов понимания и интерпретации действительности, для осуществления которого необходимо склонять на свою сторону множество различных сил, заранее не склонных поддерживать действующего; 3) стратегическое действие – действие, реализуемое в рамках уже установленных способов понимания и интерпретации действительности, для осуществления которого все необходимые действующему силы уже склонены на его сторону и поддерживают установленный в рамках коммуникации консенсус. Основные положения данной теории могут быть сформулированы следующим образом: 1) в коммуникации на равных участвуют как человеческие, так и нечеловеческие сущности, поскольку взаимодействие людей с вещами является таким же неопределенным и непредопределенным, как и взаимодействие людей с другими людьми; 2) коммуникация приводит к видоизменению и переустройству жизненного мира путем достижения новых консенсусов относительно того, как нужно понимать и интерпретировать окружающую действительность; 3) существуют различные жизненные миры и в каждом из них коммуникативные действия и способы достижения консенсусов могут различаться; 4) коммуникация возможна не только внутри одного жизненного мира, но и между представителями разных жизненных миров, которые могут формировать краткосрочные ситуативные консенсусы относительно того мира, в котором они живут. Дополнительной задачей моего доклада будет попытка использовать данные понятия и положения материально-семиотической теории коммуникации для описания возникновения смыслов, традиционно понимавшихся в феноменолого-герменевтической традиции как трансцендентальное основание экзистирующего существа, например, смыслов смерти, любви или моральной ответственности перед другими людьми.