![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В китайском языке и культуре обращает на себя особое внимание такой феномен как дяньгу. Термином традиционной культуры Китая дяньгу (典故 diangu) обозначают классический прецедент, сюжет; цитату из классического источника, афоризм; установления (порядки) и традиции. Если проанализировать состав многочисленных словарей дяньгу, то можно сделать вывод, что все они включают единицы, которые в своём большинстве 1) носят устойчивый характер и регулярно воспроизводятся в речи; 2) разворачиваются до рамок небольшого текста; 3) всегда связаны с какими-либо известными личностями и событиями (историческими или вымышленными); 4) именуют какое-либо событие (ситуацию, явление) или персонажа. Всё выше указанное, полагаем, позволяет соотносить понятие дяньгу с понятиями прецедентный феномен, прецедентное высказывание, прецедентное имя, прецедентная ситуация [Воропаев, 2013, с. 10]. Новые идеи современного китайского общества часто основаны на прецедентных феноменах (дяньгу), имеющих большой возраст [Воропаев, 2012, с. 6]. Особенно активно дяньгу используются политиками. Знатоком канонов считался Мао Цзэдун. Если Мао Цзэдун использовал каноны в сугубо конкретных политических целях, то Дэн Сяопин подошёл к тем же канонам более масштабно. Введя первую социальную утопию Конфуция – «сяокан» (小康 xiao kang ‘[средний] достаток’ или ‘малое благоденствие’) в качестве символа модернизации, он тем самым вернул страну на конфуцианские цивилизационные рельсы, придав идее китайского социализма новый импульс не только теоретического, но и сугубо прагматического развития [Переломов, 1998, с. 10]. В начале 2001 года Цзян Цзэминь впервые призвал в управлении страной сочетать «принцип управления на основании закона» («и фа чжи го») с принципом «управлять на основе Дэ (морали)» («и Дэ чжи го»). В своих программных выступлениях Ху Цзиньтао, творчески развивая конфуцианскую составляющую в идеологии КНР, оперировал терминами из концепции «гуманного правления» Мэн-цзы, а также теории «породнения с народом» («цинь минь») из «Да Сюэ» («Великое учение»), с которого и начинается «Четверокнижие» [Переломов, 2005, с. 73]. Нынешний Председатель Китая Си Цзиньпин с момента вступления в должность в 2012 году активно и умело использует классические цитаты и сюжеты (дяньгу), непрерывно возрождая выдающуюся традиционную культуру Китая, наделяя её живой и яркой современной ценностью и смыслами, указывая китайскому народу на духовные ценностные ориентиры, завещанные предками [Жэньминь жибао, 2015, с. 2].