![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Хотя большинство жителей Китая атеисты, но, как и православие в России, китайские традиционные религии, влиятельные идеологические воззрения и прочие культы присутствуют в жизни китайцев исподволь как компоненты национальной культуры. Доктора традиционной китайской медицины, мастера цигун, как, впрочем, и большинство обычных китайцев, как правило, одновременно являются даосами, конфуцианцами и буддистами. Порядочного бизнесмена, думающего не только о прибыли, но и о высоком, в Китае принято характеризовать как 儒商 ru shang ‘бизнесмен, руководствующийся нормами конфуцианского этикета’ (букв. ‘конфуцианский торговец’). В трудной жизненной ситуации посоветуют читать буддийскую мантру “Ом мани падме хум”. Нынешний генеральный секретарь коммунистической партии Китая Си Цзиньпин в своих официальных речах и выступлениях часто цитирует канонический текст даосизма “Дао дэ цзин”, конфуцианские книги, произведения философа Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.) и т.п. После этих выступлений такие изречения становятся важными идеологическими установками для всего китайского общества, публикуются специальные сборники, в которых учёные комментируют и разъясняют эти древние афоризмы, например: “富贵不能淫,贫贱不能移,威武不能屈” ‘деньги и почёт не совратят его, нужда и низкое положение не изменят его, сила не согнёт его’ (Мэн-цзы), “其身正,不令而行;其身不正,虽令不从”‘если правитель сам в своих поступках праведен, то народ и без приказов будет готов действовать; если же правитель сам в своих деяниях не праведен, то, даже приказывая, он не добьётся от народа послушания’ (раздел “Цзы Лу” “Лунь юя” – “Суждения и беседы” – сборник высказываний Конфуция, составленный его учениками), “以百姓之心为心” ‘за центр внимания принимаются желания народа’ (“Дао дэ цзин” – “Канон Пути и благодати”, написан в IV в. до н.э.). Торговцы воскуряют благовония перед статуями возведённого в ранг бога войны легендарного полководца эпохи Троецарствия Гуань-гуна (?-219 г. н.э.), одного из героев густонаселённого китайскоязычного прецедентикона, являющегося символом войны, торговли и богатства. На китайский Новый Год (Праздник Весны) китайцы не забывают почтить богов традиционного китайского пантеона: бога очага Цзао-вана, бога богатства Фу-сина, бога карьеры Лу-сина и бога долголетия Шоу-сина. При прощании с усопшим не забудут сжечь ритуальные деньги. Жилище постараются выбрать и обустроить по правилам даосской геомантии фэншуй. Что это? Прагматичный подход или сплетение культур? Постараемся с этим разобраться. Главная особенность китайского мира верований заключается, на наш взгляд, в их мирном сосуществовании и взаимодополнении.