ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Переход к информационному обществу напрямую связан с формированием новых устойчивых стереотипов коммуникативного поведения. Но, учитывая, что естественный процесс деинституционализации коммуникативной культуры проходит медленно, его ускорение требует принятия некоторых мер. Наглядным примером, того, что институционализация новых стереотипов коммуникативного поведения в обществе – это процесс управляемый, является ситуация, сложившаяся в мире в связи с пандемией COVID-19 в 2020 году. Разнообразные меры по ограничению свободного передвижения во избежание роста заболеваемости, принятые правительствами многих стран мира, заставили активно использовать цифровые коммуникационные технологии широкие массы населения различных возрастных групп и социального положения. Работа и обучение с использованием коммуникационных платформ, онлайн банкинг, приобретение товаров и услуг, а также заказ их доставки через Интернет и т.д. стали неотъемлемой частью общественной жизни в период активной борьбы с пандемией. Ряд проведённых экспертных опросов вполне явно отражает те обстоятельства, в которых оказались представители различных групп населения . Именно пандемия стала удобным поводом для перевода (ускоренного) цивилизованного мира в формат онлайн коммуникаций. Однако это было бы невозможно сделать без уже созданной необходимой инфраструктуры. Создание новой информационной инфраструктуры рождает условия для глобального производства и управления так же, как строительство дорог обеспечивало их для Римской империи. Новизна информационной инфраструктуры заключается в том, что она является составной частью новых производственных процессов и полностью им имманентна. Завершающей точкой производства, информации и коммуникации является сегодня сама производимая продукция; сеть выступает одновременно и областью производства, и сферой обращения. В своей работе М. Хардт и А. Негри отмечают, что информационное общество несёт в себе не столько свободу, сколько централизацию контроля (де-факто и де-юре) за сетью посредством объединения основных элементов информационной и коммуникационной властной структуры: Голливуд, Microsoft, IBM, AT&T и т. д. Новые коммуникационные технологии, которые несли надежду на новую демократию и социальное равенство, породили, на самом деле, новые формы неравенства и исключения из общественной жизни, как в ведущих странах, так, в особенности, за их пределами. Информационное общество, с одной стороны, предоставляет передовые способы и технологии коммуникаций, но с другой стороны, делает их практически безальтернативными. А новые стереотипы коммуникативного поведения ведут к формированию новой коммуникационной культуры.