![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В отношении установления и реализации партнерства, как принципа или понятия, в деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) в настоящий момент существуют следующие теоретико-правовые проблемы. 1. Счетная палата впервые в свой Стратегии развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 года [2] в качестве видения своей миссии определила себя, как стратегического партнера. Счетная палата помогает органам власти, государственным и общественным организациям формировать перспективную картину социально-экономического состояния страны и комплексное понимание рисков недостижения целей устойчивого развития. 2. Законодательство Российской Федерации [3,5,6] рассматривает понятие «партнерство» как форму объединения лиц для достижения определенных целей в соответствии с установленными требованиями. Определение понятию «партнерства» в качестве принципа деятельности органов государственной власти в нормативных правовых актах не приводится. 3. Языковой анализ понятия «партнерства» в русском языке и в английском языке [7, 8] показал, что оно определяется в качестве товарищества, объединения лиц или капитала для осуществления совместной деятельности. 4. Выборочный анализ законодательства и стратегий (концепций) деятельности высших органов государственного финансового аудита США [9], Великобритании [10] и Канады [11] показал, что они не определяют содержание своей работы в качестве партнерских отношений с органами исполнительной власти. Напротив, они видят содержание своей работы - взаимодействие с законодательным органом власти, аудит наиболее важных и востребованных областей государственного управления. В системе сдержек и противовесов, а также разделения властей предполагается наличие у каждой ветви власти собственных инструментов контроля и аудита. У законодательной власти - высший орган государственного финансового аудита, у исполнительной власти - внутренний аудит. Соответственно невозможность построения партнерства в законодательстве США, Великобритании, Канады и Финляндии между высшим органом государственного финансового аудита и органами исполнительной власти предопределена наличием собственных задач, целей и пользователей информации. 5. В соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля [1] производится разграничение ответственности за выданные рекомендации высшего органа финансового аудита только при их принятии правительством или администрации. В этом случае содержание партнерства ограничивается статусом выданных рекомендаций. Применительно к положениям Стратегии Счетной палаты это означает, что фактически помощь Счетной палаты, как стратегического партнера, ограничивается в случае принятия рекомендаций Правительством Российской Федерации. Дополнительно необходимо также учитывать принцип разделения властей и независимость их друг от друга, определённый Конституцией Российской Федерации. Поэтому Правительство Российской Федерации, на наш взгляд, не может разделить ответственность со Счетной палатой Российской Федерации в случае принятия ее рекомендаций, например, по формированию перспективной картины государственного управления. 6. Статус Счетной палаты согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"[4] предопределен организационной, функциональной, а также финансовой независимостью. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно. Принцип независимости в ее деятельности не соотносится с понятием партнерства, так как не предполагает разделение полномочий, функций и задач с другими органами государственной власти. Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии правовых предпоссылок к закреплению за Счетной палата принципа партнерства. Само же позиционирование высшего органа государственного финансового аудита, как партнера органов исполнительной власти, противоречит существующей мировой практике таких органов и основополагающим принципам государственного финансового аудита. На наш взгляд, Счетная палата вместо стратегического партнера может определять себя, как стратегического помощника.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|