ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Политическое использование прошлого в дискурсе властных элит необходимо для решения конкретных актуальных задач. Известный французский историк Филипп Мартен назвал историю «ящиком, в котором всегда можно найти подходящий к случаю инструмент». Историческую память превращают в мощный инструмент формирования идентичности. Интерпретация истории подчинена интересам легитимизации проводимого элитами политического курса и сложившихся де-факто политических границ как естественных, должных, принципиально неизменных. Исторические аргументы и споры за «исконную» территорию - одно из самых частых объяснений этнотерриториальных конфликтов. Постсоветские государства проводят активную историческую политику, или политику памяти, которая представляет собой это попытки убедить общественное мнение в правильности интерпретации истории, избранной по политическим мотивам. По результатам полевых исследований и фокус-групп автор ставит задачу раскрыть роль политики памяти в развитии территориальных конфликтов на территории бывшего СССР на примере непризнанных (частично признанных) государств и показать, что она основывается на трех основных принципах. Во-первых, все население ассоциируется с доминирующей (титульной) группой. С целью узаконить ее привилегированные позиции и вызвать симпатии международного сообщества история этой группы интерпретируется как непрерывная борьба за самоопределение, в ходе которой были понесены беспрецедентные жертвы. Во-вторых, тщательно отбираются факты и события, способные вызвать гордость за принадлежность к титульной группе. Создается образ древнего народа, имеющего великих предков и национальных героев, идентичность которого не менялась с незапамятных времен. В-третьих, формируется образ соседа или «материнского государства» как враждебного Другого, способствующий социальной и политической мобилизации. Особое значение имеет интерпретация советского прошлого, в том числе истории Великой Отечественной войны. В отличие от «материнских государств» в непризнанных республиках 6 символический капитал территории складывается из памятников советского прошлого и новых элементов. Главные из них предназначены для увековечивания памяти о борьбе против агрессора – материнского государства.