ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
С началом становления рыночной экономики, в России начала строиться модель бюджетного федерализма, схожая с действующей в Германии, поэтому опыт этой страны представляет для России особый интерес. В отношениях центра и регионов тесно переплетаются экономические и политические вопросы: принятие экономических решений часто мотивируется политическими мотивами (что может вступать в противоречие с задачами обеспечения территориальной справедливости и экономической эффективности) и само порождает определенные политические процессы (в том числе нежелательные – формирование антистимулов для повышения эффективности социально-экономической политики властей на местах). При заимствовании в целом германской модели бюджетного федерализма, в России, тем не менее, не взяли из нее несколько важных составляющих: в Германии действует горизонтальное перераспределение бюджетных доходов между землями, обеспечивающее гораздо больший уровень самостоятельности региональных властей в принятии решений и прозрачности бюджетных потоков (хотя германская модель критикуется за чрезмерную поддержку проблемных регионов); заметно выше, по сравнению с Россией, и самостоятельность местных властей; в Германии существует налаженная система оценки региональных аспектов всех составляющих федеральной социально-экономической политики, которая позволяет оценивать истинную роль федеральных властей в развитии территории; в рамках региональной политики отбор поддерживаемых регионов основывается на формализованных подходах (что заметно снижает возможности для сугубо политических договоренностей между федеральными и региональными властями). Заслуживает внимания и опыт Германии по децентрализованному размещению федеральных органов власти, хотя в целом он показывает весьма ограниченные возможности этого инструмента в решении проблем чрезмерной концентрации населения и экономической активности. Сложившаяся практика заимствования опыта Германии в России показывает, что при таком заимствовании важно принимать во внимание все аспекты такого опыта, а неудачи его применения объясняются не столько спецификой России, сколько принципиальными отступлениями от копируемой модели.