![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе будет рассмотрена прагматическая установка кубо-футуристов, нередко характеризуемая через топос «épater les bourgeois». Такая характеристика предполагает намеренное оскорбление реципиента и его провокацию (от чего, на первый взгляд, кубо-футуристы не открещивались, выбирая сильные перформативные жесты, вроде «пощёчины общественному вкусу» или бросания «литературной бомбы» «Садка судей»). Тем не менее, мы намерены показать, что эта прагматическая установка преследует не только намеренную провокацию и оскорбление реципиента, а напротив -- вовлечение реципиента в публичную поэтическую акцию. Доклад сосредоточен на «литературном скандале» как модусу и сценарию коммуникации поэтов-авангардистов (кубо-футуристов) и адресатов в рамках публичных акций – необходимой составляющей «литературного быта» поэтических кружков. Благодаря скандалу автор-авангардист может найти своего адресата, сблизиться с ним и вовлечь последнего во взаимодействие. Наматериале свидетельств о публичных акциях кубо-футуристов будет описан скандал как коммуникативный сценарий, уточнено представление об адресате скандала, выделены профили рецепции и разобраны формирующие эти профили коммуникативные установки. Опираясь на концептуализацию «литературного скандала» А.И. Рейтблата, мы связываем скандал с обязательным наличием публики – по М. Уорнеру, аудитории, конституируемой за счёт активного участия в публичном представлении. Партиципативное поведение публики «скандальных» кубо-футуристических акций мы сводим к двум профилям рецепции: скептик, «критик», и потенциальный «союзник». В каждом из профилей рецепции мы рассматриваем, как осуществляется восприятие высказывания в контексте, применяя методологию теории речевых актов (понимание перформативного высказывания Дж. Остина, Ж. Деррида) и акторно-сетевой теории (оппозиция «фреймирование-перенасыщение» М. Каллона). Рассмотрено, как воспринимались (и могли восприниматься) перформативные высказывание, вызывающие скандал. Уточнено понимание скандала и возможных стратегий поведения реципиентов. В то время, как «критик» предпочитает помещать высказывание в однозначный контекст и трактует его буквально, союзник, наоборот, потенциально готов воспринять высказывание во множестве контекстов и принять участие в игре, сопровождающей прагматическую реализацию высказывания. Последний тип рецептивного поведения становится залогом творческого участия адресата в коммуникативном эксперименте авангарда.