![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Хорошо известно, что вплоть до создания Михаилом Лифшицем собрания эстетических текстов Маркса, о марксистской эстетике говорили достаточно мало. Однако Лифшиц начал заниматься этой темой в Институт Маркса ― Энгельса, куда он пришел по приглашению Д.Б. Рязанова, не на пустом месте. Его работе предшествовали бурные дискуссии 1920-х годов, в которых ведущую роль играл А.К. Воронский и его противники из РАППа. Воронский и круг критиков «Красной нови» фактически предвосхитили некоторые выводы, сделанные М.А. Лифшицем и Д. Лукачем, хотя ссылаться на круг Воронского в 30-е годы было невозможно. Между тем, журнал «Литературный критик» и «течение» М.А. Лифшица опирались на предшественников из «Красной нови». Они сумели в условиях диктатуры отстоять ряд базовых марксистских положений по отношению к литературе и искусству в целом, позволивших им не превратиться в чистой воды агитпроп.