ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Эпоха больших данных и высоких технологий меняет дискурсивный ландшафт современной культуры, усиливая научный интерес к феномену поликодового (креолизованного) дискурса и активизируя необходимость в разработке новых подходов к его изучению. Среди всего разнообразия типов поликодового дискурса пристальное внимание исследователей направлено сегодня на кинодискурс. Одним из немаловажных факторов усиливающегося интереса к кинодискурсу является арсенал разного рода выразительных (вербальных и невербальных) средств, художественных приемов и техномедиальных инноваций, выработанных в кинематографе на всем протяжении его стремительного эволюционирования и оказывающих определенное (психологическое, эстетическое, манипулятивное и проч.) воздействие на адресата. Эти кинематографические средства широко апроприируются и эффективно используются другими дискурсами (политическим, массмедийным, рекламным, художественным и др.) для формирования определенного общественного мнения на репрезентируемое соответствующим образом событие. В настоящее время одним из наиболее актуальных является изучение специфики построения поликодовой структуры кинопроизведения и взаимодействия разных модальностей в его создании, из которых язык можно определить как одно из значимых средств художественной выразительности кинопроизведения и раскрытия лежащей в его основ идейно-эстетической концепции. В докладе освещаются результаты разработки методологии исследования лингвистической креативности в создании поэтики кинодискурса. Предлагаемый подход позволяет изучить креативный потенциал языка как в конструировании вербальной структуры кинофильма и креативной репрезентации в нем фикциональных событий, так и в формировании сложных образных полимодальных средств – кинематографических тропов. Особое внимание уделяется анализу комплекса взаимосвязанных понятий, призванных оценить роль языка как креативного модулятора в организации фикционального пространства кинопроизведения, в раскрытии сюжетной линии кинофильма, в достижении его ключевой прагматической задачи и оказания определенного лингвоэстетического и прагматического воздействия на реципиента. Это такие понятия, как «параметр лингвокреативности», «универсальная лингвокреативность», «дискурсивная лингвокреативность», «(не)креативное явление», «кинематографический троп», «поэзис киновосприятия» и некоторые другие. В целом разрабатываемая методология направлена на изучение проявления креативных возможностей языка на самых разных уровнях и этапах полимодального построения образной системы как разножанровых кинопроизведений, так и кинодискурса как такового.