ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В настоящем докладе будут рассмотрены примеры осмысления истории в современном русском хорроре (А. Иванов, К. Алексеев, А. Атеев, И. Масодов). Хоррор как жанр популярной литературы ориентирован на своего рода “отработку травмы”, и именно история (личная и частная) может становиться предметом рефлексии. Монстр может репрезентовать травматичный опыт человека, сообщества или народа. У К. Алексеева образ монстра-каннибала, испытывающего вечный голод, соотносится с трагическим опытом ХХ века и голодом в деревне. А. Иванов в “Пищеблоке” в вампирской повести выстраивает концепцию русской истории, в которой происходит перерождение зла, его распространение, соотнесенное с вампирской эпидемией. А. Атеев обращается и к истории национальной, чтобы выстроить мифологию страшного, а также показывает, какие страхи порождает частная история человека. Таким образом, эстетика хоррора в массовой культуре является одним из инструментов освоения болезненного опыта прошлого.