![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В условиях интенсивного взаимодействия мира модерна с традиционными обществами последние не только перенимают западные практики, но и вырабатывают новые адаптационные социально-экономические механизмы. В докладе будет рассмотрено экономическое поведение и ритуальные практики народов центральноазиатского региона, вовлечённых в новую культуру потребления на фоне традиционных этических норм и ценностей, активной трудовой миграции, вестернизации повседневного поведения. Жители Центральной Азии помимо обычных расходов, понятных и практикуемых жителями России, несут специфические траты, связанные с событийными ритуалами, важнейшими из которых являются свадьбы, похороны, обряд обрезания первенцу. Моральная обязанность проведения обрядов с приглашением значительного круга людей обрекает семьи на огромные финансовые затраты, что может показаться внешнему наблюдателю нерациональным финансовым поведением. Однако у участников этого действия есть своя логика, обусловленная его социальным значением - стремление соответствовать ценностям и нормам сообщества, общепринятым на социетальном уровне. Обрядовые практики даже включаются в национальную идеологию среднеазиатских государств, что прописано и в законах, направленных на регламентацию проведения обрядов и сокращение расходов обрядовых практик. Следование финансово затратным обрядам в условиях недостатка собственных средств и необходимости прибегать к займам – это уже государственная проблема. Сохранение традиционных практик создаёт три модели финансового поведения: взятие кредита в банке, заём у родственников, заём в локальных сетевых сообществах со своего рода кассой взаимопомощи (гапы (гаштаки») в узбекской среде, «гаджа» у памирцев). В докладе будут рассмотрены причины избрания той или иной модели, регулятивные функции сетевых сообществ от обезличенных отношений без личной моральной ответственности до воспроизводства принципа реципрокности; то, как социальная укорененность и коллективистское мышление уживается с индивидуальной ответственностью и финансовым поведением. Также в докладе будет рассмотрен опыт создания микрокредитных организаций в локальных сообществах земляков–мигрантов. Взаимное доверие и продолжительное знание выступает гарантом соблюдения условий возврата долга, создаёт условия взаимного поручительства и круговой поруки, поддержания равенства и ответственности в долговых обязательствах, социальной самозащиты в среде мигрантов. Во многом сохраняя прежние регистры истинности, современные долговые практики как бы отражаются в нововведениях. Вырабатываются новые формы финансового поведения, которые оказываются гибче предлагаемых официальных схем, создают новые формы для реализации обрядов.