ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Эсхатологические настроения являются неотъемлемой частью расширительно понимаемой европейской культуры и истории. Наиболее значительные бедствия, включая войны и эпидемии, часто изображались в художественной культуре в апокалипсическом ореоле, восходящем, в свою очередь, непосредственно к христианской и мифологической традициям. Исключением не стала и современная культура, в которой образы и мотивы Конца света занимают существенное место, что заметно и по отдельным явлениям в кинематографе. Репрезентация Конца света в кинематографе отражает как культурные тенденции (ощущение кризиса, экологические проблемы, страх перед наукой и цифровизацией и т.д.), так и художественное своеобразие отдельных режиссеров. Значение эсхатологической проблематики отозвалось появлением различных жанров и поджанров в массовом кинематографе: зомби-апокалипсис, постапокалипсис, фильмы о природных катастрофах, частично киберпанк и т.д. Но особенно примечательны явления авторского кинематографа, не только отражающие культурную ситуацию, но и представляющие художественно самобытные интерпретации вечной темы Конца света. Среди фильмов здесь особенно выделяются пронизанный духом модернистской эстетики «Яйцо ангела» (1985) Мамору Осии; «Меланхолия» (2011) Ларса фон Триера и «Мертвые не умирают» (2019) Джима Джармуша. Последний фильм собирает большинство эсхатологических образов и мотивов массового кино и постмодернистски иронизирует над ними, подводя определенную черту в истории художественных воплощений Конца света в современном кинематографе.