ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Поставленная в заголовке статьи проблема могла возникнуть лишь в современной российской историографии, хотя изучение высших органов государственной власти СССР и РСФСР советскими учеными началось вскоре после их учредительных сессий 1938 г. Основное внимание юристов и историков было сконцентрировано, прежде всего, на деятельности Верховного Совета СССР, в то время как высший орган государственной власти РСФСР оказался на периферии исследовательского поля. К середине 1950-х гг. в условиях сталинского режима в отечественной историографии сложилась единственная концепция рассматриваемых государственных органов: она основывалась не на критическом осмыслении и обобщении информации, содержащейся в различных видах исторических источников, значительная часть которых была недоступна специалистам, а зиждилась на неукоснительном следовании вульгализированному ленинскому положению–гипотезе, закрепленному в программных документах партии и выступлениях И. В. Сталина о республике Советов как высшей (подлинной) форме демократии, при которой в силу самой ее классовой природы нет и не может быть расхождений между конституционной нормой и реальным механизмом функционирования политической системы. Закреплению в работах историков и юристов представления о практически автоматическом воплощении положений Основного Закона в жизнь способствовала и такая особенность союзной и российской Конституций 1936 и 1937 гг., как отсутствие в них статей, рассчитанных на реализацию в будущем.