ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Чжао Тинян ввел в научный оборот новый термин – «методологический Китай». Он считает, что объяснение китайского пути зависит от необходимой интерпретации смысла, что является китайским. Люди могут иметь различные и даже противоположные точки зрения, но понимание «китайскости» (Chineseness) основывается на их различном опыте Китая. Меняющееся лицо Китая очень точно показывает саму природу Китая – Китай как методология или методологический Китай. Методологическое восприятие относится больше к сущности Китая, чем к его ценностям, другими словами, как это работает объясняет больше, чем то, что оно есть на самом деле. Поэтому, китайская методология говорит о сущности Китая больше, чем китайские ценности. Чжао Тинян использую это понятие, как основной ключ к пониманию Китая. Чжао считает, что люди могут знать много о китайских ценностях, но даже тогда ценности часто неправильно интерпретируются и поэтому неправильно понимаются. Конфуцианство приблизительно определяет традиционные китайские ценности, большинство из которых основаны на идеализированных семейных отношениях, таких как постоянное взаимное благородство между «другими» и «собой». С другой стороны, «Ицзин» («Книга перемен») и даосизм объясняют общую китайскую методологию рационального мышления и поступков, включая гибкий путь изменений вместе с изменениями, осторожный подход, если дело идет о вызовах и рисках, и активных стратегиях для различных ситуаций и обстоятельств, а также естественный подход для понимания и принятия будущего непредсказуемых возможностей. Это хорошо описано у Лао-цзы в метафоре о воде, поэтому Чжао называет ее методологией воды. Этот весьма гибкий способ создания альтернатив может объяснить «методологический Китай» таким гибким, что он никогда не связан ни с одной из существующих концепций, доктрин, верований или идеологий. Другими словами, методологический Китай отвергает любой аспект фундаментализма. Поэтому, любая концепция или принцип может быть переинтерпретирован или переформулирован для того, чтобы соответствовать определенным условиям и, в соответствии с этими дефинициями, никогда они не рассматриваются как нечто не подлежащее изменению. Напротив, всё понимается в контексте постоянно меняющейся ситуации и коррелируется исходя из значимых событий. В соответствии с этой методологией гибкости, все должно быть изменено, что бы быть хорошим и для того, что быть во имя хорошего. Как говорится в «Ицзине», единственным онтологическим смыслом бытия является бытие для чего-то хорошего, поэтому самой великой онтологической мудростью является «позволение бытию быть». Таким образом, не удивительно, что все концепции, доктрины или «измы», не важно из западных или китайских традиций, такие как: демократия, революция, свобода, бог, марксизм, либерализм, конфуцианство или буддизм, все было гибко реинтерпретировано. В результате, вы можете видеть «китайский марксизм», «социализм с китайской спецификой», «рыночную экономику китайского социализма» или «демократию по-китайски». В каком-то смысле «методологический Китай» предпочитает ревизионизм и добивается успеха путем ревизионизма.